ОБЖ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Изучение основ безопасности жизнедеятельности в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасной жизнедеятельности; воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; развитие эмоционально-волевых качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; овладение умениями определять потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В повседневной жизни ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Понятие о здоровом образе жизни и факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье. Вредные привычки и их профилактика. Основные правила пользования бытовыми приборами и средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. инструментами, Индивидуальные средства защиты: индивидуальная медицинская аптечка, ватномарлевая повязка, респиратор, противогаз. Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Средства пожаротушения. Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему. Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части правил, касающихся пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов). Опасные ситуации на транспорте. общественном транспорте. Правила поведения пассажиров в Опасные ситуации в случае вынужденного автономного пребывания в природных условиях. Способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия, добывания огня, воды и пищи, сооружения укрытия (жилища). Опасные ситуации в условиях пребывания человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Опасные ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и умение правильно вести себя в опасных ситуациях. Элементарные способы самозащиты, допустимые пределы самообороны. Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, на стадионах, в местах проведения массовых мероприятий и др.). Меры предосторожности при угрозе совершения террористического Поведение при похищении или захвате в качестве заложника. акта. Поведение в условиях военного конфликта. Органы государственной власти, обеспечивающие безопасность населения; порядок взаимодействия населения с ними. Оказание первой медицинской помощи Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах, кровотечениях. Проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Основы в чрезвычайных ситуациях безопасного поведения Чрезвычайные ситуации природного происхождения (метеорологического, геологического, гидрологического, биологического) и правила поведения в этих ситуациях. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности и др.) и правила поведения в этих ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС), ее основные задачи. Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Действие населения по сигналу сопровождающей речевой информации. оповещения «Внимание всем!» и Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать основы здорового образа жизни и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье, вредные привычки и их профилактику; потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; основы безопасной жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного происхождения; основные задачи РСЧС и гражданской обороны; основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности населения и порядок взаимодействия населения с этими службами; уметь и применять в практической деятельности и повседневной жизни правильно действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; выполнять правила дорожного движения (в части правил, касающейся пешехода, велосипедиста, водителя мопеда); правильно пользоваться бытовыми приборами и инструментами, бытовыми приборами контроля качества окружающей среды и продуктов питания; соблюдать меры предосторожности и правила поведения пассажиров в общественном транспорте; соблюдать меры предосторожности и правила поведения в криминогенной ситуации и в местах большого скопления людей, применять элементарные способы самозащиты в конкретной ситуации криминогенного характера; проявлять бдительность и правильно действовать в случае угрозы террористического акта; правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, индивидуальной медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь в неотложных случаях; ориентироваться на местности, подавать сигналы бедствия, добывать огонь, воду и пищу, строить укрытие (жилище) в случае вынужденного (автономного) пребывания в природной среде; правильно действовать в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного происхождения; правильно действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей, ценностей и продуктов питания в случае эвакуации населения; обращаться за помощью в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.