ОБЖ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в основной школе
направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных
ситуациях и основах безопасной жизнедеятельности;
воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность
окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
развитие эмоционально-волевых качеств личности, необходимых для
ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями определять потенциальные опасности и правильно
действовать в случае их наступления, использовать средства
индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую
помощь.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В повседневной жизни
ЛИЧНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Понятие о здоровом образе жизни и факторах, укрепляющих и разрушающих
здоровье. Вредные привычки и их профилактика.
Основные правила пользования бытовыми приборами и
средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.
инструментами,
Индивидуальные средства защиты: индивидуальная медицинская аптечка, ватномарлевая повязка, респиратор, противогаз.
Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила
поведения на пожаре. Средства пожаротушения.
Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.
Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части правил,
касающихся пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов).
Опасные ситуации на транспорте.
общественном транспорте.
Правила
поведения
пассажиров
в
Опасные ситуации в случае вынужденного автономного пребывания в природных
условиях. Способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия,
добывания огня, воды и пищи, сооружения укрытия (жилища).
Опасные ситуации в условиях пребывания человека на территории с
неблагоприятными
экологическими
факторами.
Предельно
допустимые
концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые
приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.
Опасные ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и умение
правильно вести себя в опасных ситуациях. Элементарные способы самозащиты,
допустимые пределы самообороны.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей
(в толпе, на стадионах, в местах проведения массовых мероприятий и др.).
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического
Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.
акта.
Поведение в условиях военного конфликта.
Органы государственной власти, обеспечивающие безопасность населения;
порядок взаимодействия населения с ними.
Оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, тепловых и
солнечных ударах, поражениях электрическим током, ушибах, растяжении связок,
вывихах, переломах, кровотечениях.
Проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Основы
в чрезвычайных ситуациях
безопасного
поведения
Чрезвычайные ситуации
природного происхождения (метеорологического,
геологического, гидрологического, биологического) и правила поведения в этих
ситуациях.
Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения (аварии на транспорте и
объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности и др.) и
правила поведения в этих ситуациях.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС), ее основные задачи.
Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты
населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или
вследствие этих действий.
Действие
населения
по
сигналу
сопровождающей речевой информации.
оповещения
«Внимание
всем!»
и
Средства коллективной защиты и правила пользования ими.
Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на
базовом уровне ученик должен
знать
основы здорового образа жизни и факторы, укрепляющие и разрушающие
здоровье, вредные привычки и их профилактику;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального
происхождения, характерные для региона проживания;
основы безопасной жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных
ситуациях социального, природного и техногенного происхождения;
основные задачи РСЧС и гражданской обороны;
основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности
населения и порядок взаимодействия населения с этими службами;
уметь и применять в практической деятельности и повседневной жизни
правильно действовать при возникновении пожара в жилище и использовать
подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
выполнять правила дорожного движения (в части правил, касающейся
пешехода, велосипедиста, водителя мопеда);
правильно пользоваться бытовыми приборами и инструментами, бытовыми
приборами контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
соблюдать меры предосторожности и правила поведения пассажиров в
общественном транспорте;
соблюдать меры предосторожности и правила поведения в криминогенной
ситуации и в местах большого скопления людей, применять элементарные
способы самозащиты в конкретной ситуации криминогенного характера;
проявлять бдительность и правильно действовать в случае угрозы
террористического акта;
правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты
(противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, индивидуальной
медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь в неотложных случаях;
ориентироваться на местности, подавать сигналы бедствия, добывать огонь,
воду и пищу, строить укрытие (жилище) в случае вынужденного
(автономного) пребывания в природной среде;
правильно действовать в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного происхождения;
правильно действовать согласно установленному порядку по сигналу
«Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор
документов, вещей, ценностей и продуктов питания в случае эвакуации
населения;
обращаться за помощью в случае необходимости в соответствующие службы
экстренной помощи.