Аннотация рабочей программы дисциплины Дисциплина «История Дагестана» относится к блоку гуманитарных, социальных и дисциплин, вариативной части, дисциплины по выбору студента образовательной программы бакалавриата по направлению Биология. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с наиболее узловыми проблемами социально-экономического и политического развития Дагестана, внутренней и внешней политики, развития культуры и науки с древнейших времен до современности. нацелена на формирование следующих общекультурных компетенций выпускника: ОК-1,ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7. Преподавание дисциплины предусматривает проведение следующих видов учебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. программа дисциплины предусматривает проведение следующих видов контроля успеваемости в форме контроля текущей успеваемости – (контрольная работа, тест) и промежуточный контроль в форме - зачет. Объем дисциплины __2__зачетных единиц, в том числе в академических часах по видам Учебные занятия Форма промежуточной в том числе аттестации (зачет, Контактная работа обучающихся с преподавателем СРС, дифференциров в том анный зачет, из них числе экзамен экзам Лаборатор Практич КСР консульт ен ные еские ации занятия занятия 2 64 Зачет +4 Содержание Раздел 1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной Раздел 2.Место дисциплины в структуре образовательной программы Раздел 3 Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу Раздел 4 Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий. Раздел 5 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Раздел 6 Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации основной и дополнительной учебной необходимой для освоения дисциплины Раздел 8 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплин Раздел 9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. информационных технологий, используемых осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем материально-технической базы, осуществления прогресса по дисциплине Раздел 12.Образовательные технологии Раздел 1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 1 Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля) является: углубленное изучение не только конкретной истории Дагестана как составной части истории Отечества, но и осмысление общих закономерностей, тенденций, противоречий развития дагестанского общества, роли, места, перспектив Дагестана в российской и мировой истории, изучения особенностей исторического пути и специфических черт дагестанского общества, освоение научных основ и методологии изучения истории. Задачи дисциплины: − формирование у студентов умения выявлять причинно-следственные связи исторических событий и явлений, видеть их поэтапную динамику; − вычленять общеисторические закономерности и специфические особенности развития Дагестана; - изучение источников эпохи, выработки навыков их анализа, оценки достоверности и информативности. Раздел 2 Место дисциплины в структуре образовательной программы Курс «История Дагестана» предусмотрен Федеральным государственным общеобразовательным стандартом высшего образования РФ (ФГОС) и предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 06.03.01. Биология. Дисциплина «История Дагестана» относится к вариативной части дисциплин по выбору. Изучение истории Дагестана, как составной части истории Отечества невозможна без привлечения других дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, таких как история Отечества, экономика, культурология, экология и география Дагестана, социология, так как полнота и качество представлений о социально-экономическом, политическом и культурном развитии Дагестана невозможна без комплексной взаимосвязи дисциплин. Все названное завершает цикл систематического экономического образования, в соответствии с целями подготовки квалифицированных специалистов. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (перечень планируемых результатов обучения). общекультурные компетенции: ОК-1,ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7. Компе Формулировка компетенции из Планируемые результаты обучения тенции ФГОС ВО (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) ОК-1 Способность использовать основы Знать: закономерности исторического философских знаний для развития дагестанского общества с формирования мировоззренческой древнейших времен до современности; позиции Уметь: анализировать сложные исторические процессы, происходившие Дагестане; Владеть: навыками аргументированной дискуссии и доказательных умозаключений, необходимых для формирования своей позиции. ОК-2 Способность анализировать Знать: основные этапы и закономерности основные этапы и закономерности исторического развития общества для исторического развития общества формирования гражданской позиции; для формирования гражданской Уметь: определять место человека в позиции историческом процессе; Владеть: навыками аналитического мышления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа говоря об основных этапах развития общества. ОК-3 Способность использовать основы Знать: основные аспекты экономического экономических знаний в мышления и навыки рационального различных сферах деятельности экономического поведения; Уметь: практически использовать навыки экономических знаний в различных сферах своей деятельности; Владеть: навыками использования основ экономических знаний в различных сферах Деятельности ОК-4 Способность использовать основы Знать: совокупность правовых знаний в правовых знаний в различных виде норм, убеждений и установок, сферах жизнедеятельности создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности; Уметь: использовать основы правовых знаний в различных сферах своей деятельности; Владеть: навыками использования основ правовых знаний в различных сферах деятельности ОК-5 Способность к коммуникации в Знать: основные формы коммуникации на устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения русском иностранном языках для задач межличностного и межкультурного решения задач межличностного и взаимодействия; межкультурного взаимодействия Уметь: анализировать основные формы коммуникаций на русском и иностранном языках; Владеть: навыками устной и письменной форм коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия ОК-6 Способность работать в Знать: основные исторические концепции и коллективе, толерантно подходы при изучении социальновоспринимая социальные, культурной и конфессионально-этнической этнические, конфессиональные и истории Дагестана; культурные различия Уметь: проявлять толерантность к национальным, культурным и религиозным отличиям; Владеть: навыками культурной адаптации при работе в коллективе ОК-7 Способность к самоорганизации и Знать: основные принципы самообразованию самоорганизации и самообразования; Уметь: проявлять способности к самоорганизации и самообразованию; Владеть: навыками самоорганизации и Самообразования Раздел 3 Объем, структура и содержание дисциплины 3.1. Объем дисциплины составляет _2___ зачетных единиц, _72____ академических часов. 3.2. Структура дисциплины. Виды учебной Формы текущего Разделы и темы работы, включая контроля № дисциплины самостоятельную успеваемости (по п/п работу студентов и неделям семестра) трудоемкость (в Форма часах) промежуточной аттестации (по семестрам) 1 Дагестан с древнейших времен до конца XVI в. 1 Первобытнообщинный 22 Опросы, строй на территории представление Дагестана докладов, участие в дискуссиях, тест 2 Дагестан в составе 22 Опросы, Кавказской Албании представление докладов, участие в дискуссиях, тест Итого 44 60 Раздел 4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) Лекционные занятия (16 ч) Тема, № Содержание лекционных занятий и ссылки на Количество код п/п рекомендуемую литературу часов компетенции всего интерак Тема 1, 1 Первобытнообщинный строй на территории 2 2 ОК-2, Дагестана ОК- 3 Начало заселения Дагестана первобытны Семестр Неделя семестра Лекции Практические занятия Лабораторн Контрольс амост.раб. Самостоятельная работа ОК-6 людьми. Древнейшие следы пребывания первобытного человека на территории Дагестана. Мезолит. Широкое распространение лука и стрел. Памятники мезолита на территории Дагестана. Проблема происхождения дагестанского неолита. Неолитическая революция. Энеолитические поселения Дагестана. Зарождение патриархальнородовых отношений. Становление и развитие древних производств. Дагестан в эпоху бронзы. Куро-араксская культура. Начало развития террасного земледелия. Появление ткачества и керамического производства. Освоение металлургии бронзы. Первобытные верования и культы. Железный век. Находки железного века в Дагестане. Процесс разложения патриархальнородовых отношений и становление малой семьи. Возникновение имущественного неравенства и зачатков государства. Литература: Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времѐн до XV в. Махачкала, 1996 История Дагестана. М., 1967 - 1968 В 3-х тт. История Дагестана. М., 2005 В 2-х тт. Тема 2, 2 Дагестан в составе Кавказской Албании 2 2 ОК-1 Письменные источники о Кавказской Албании. ОК-4 Границы Кавказской Албании. Реки Албании. ОК-7 Племена Албании, их хозяйство и быт. Общественный строй Кавказской Албании. Города Албании. Ремѐсла Албании. Торговля. Вооружение албанского воина. Религиозные верования албанских племѐн. Распространение христианства. Культура Албании. Борьба Албании с иноземными завоевателями – воинами Митридата. Походы римских легионов Лукулла, Помпея, Красса в Албанию. Разгром парфянской армии албанами. Борьба албанов с сасанидским Ираном и кочевыми племенами. Начало распада Кавказской Албании. Литература: Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времѐн до XV в. Махачкала, 1996 История Дагестана. М., 1967 - 1968 В 3-х тт. История Дагестана. М., 2005 В 2-х тт. Гмыря Л.Б. Религиозные представления прикаспийского Дагестана в IV-VII вв. Махачкала,2009. Практические (семинарские) занятия – 18часа Тема, № Содержание занятий и ссылки на Количество код п/п рекомендуемую литературу часов компетенции всег Инт о ерак Тема 1 1 Дагестан в составе Кавказской Албании ОК-1 1 Начало государственности кавказских народов и 2 ОК-3 формирование государства Кавказская Албания. ОК-5 2 Территория Кавказской Албании его этнический состав. 3 Социально-экономическое и политическое развитие Кавказской Албании. Города. 4 Религия в Кавказской Албании. Проникновение и распространение христианства. Литература: 1 Алиев К. Кавказская Албания. Баку 1974 2 Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времѐн до XV в. Махачкала, 1996 3 Гаджиев М.С. Древний город Дагестана. М., 2002 4 Гасанов М.Р. Дагестан в составе Кавказской Албании. Махачкала, 1995 5 История Дагестана. М., 1967 Т.1. 6 История народов Северного Кавказа с древнейших времѐн до конца XVIII в. М., 1988 7 Коллектив авторов. История Дагестана в 2-х тт. М., 2005 Т. 1 8 Магомедов М.Г. История Дагестана с древнейших времѐн до конца XIX в. Махачкала, 1998 9 Магомедова Ф. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку. 1986 10 Очерки истории Дагестана. Т. I. Махачкала, 1957 11 Тревер К.в. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М., 1959 12 Юшков С.В. К вопросу о границах древней Албании. Исторические записки. Т.I. М.,1937. 13 Ямпольский З.И. Древняя Албания III – I вв. до н.э. Баку, 1962 Тема 2 2 Раннефеодальные государственные образования ОК-4 Дагестана в V-X вв. 2 2 ОК-5 1 Страна Берсилия, Царство маскутов и Царство гуннов в ОК-6 Дагестане. 2 Образование Хазарского каганата и его социальноэкономический строй. 3 Раннефеодальные государственные образования на территории Дагестана V-X вв. (Серир, Гумик, Табасаран, Кайтаг,Лакз и др.) и их характеристика. 4 Борьба народов Дагестана с арабскими завоевателями. 5 Распространение ислама в Дагестане и его значение. Литература: 1 Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962 2 Бакиханов А.-К. К. Гюлистан – Иран. Баку, 1991 3 Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времѐн до конца XV в. Махачкала, 1996 4 Гадло А.В. Северный Кавказ в IV-X вв. Л., 1979 5 Гмыря Л.Б. Прикаспийский Дагестан в эпоху Великого переселения народов. Махачкала, 1997 6 Гмыря Л.Б. Страна гуннов у Каспийских ворот. Махачкала, 1997 7 Гумилѐв Л.Н. Открытие Хазарии. М., 1966 8 Гумилѐв Л.Н. Тысячелетия вокруг Каспия. Баку, 1992 9 Ибн Хордадбех. Книга путей и стран (пер., коммент. Н. Велихановой). Баку, 1986 10.Магомедов М.Г. Древнее Болгарское царство на Кавказе. Махачкала, 2005 11.Магомедов Р.М. Завоевания арабами Дагестана в VIII-IX вв. Махачкала, 1940 12.Минорский В.Ф. история Ширвана и X-XI Дербенда вв. М., 1963 13.Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990 14 Плетнѐва С.А. Хазары. М., 1986 Раздел 5 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Раздел № Вид работы Норма (тема), заня времени на Код тия выполнение компет (в часах) енции Тема 1 1 изучение разделов дисциплины по учебной литературе, в 1 том числе вопросов, не освещаемых на лекциях ОК-1 подготовка к практическим занятиям 0 ОК-3 подготовка к контролю текущих знаний по дисциплине 1 ОК-6 Тема 2 2 изучение разделов дисциплины по учебной литературе, в 1 ОК-4 том числе вопросов, не освещаемых на лекциях ОК-6 подготовка к практическим занятиям 0 подготовка к контролю текущих знаний по дисциплине 0 Тема 3 3 изучение разделов дисциплины по учебной литературе, в 1 ОК-4 том числе вопросов, не освещаемых на лекциях ОК-6 подготовка к практическим занятиям 0 ОК-7 подготовка к контролю текущих знаний по дисциплине 1 Тема 4 4 изучение разделов дисциплины по учебной литературе, в 1 ОК-1 том числе вопросов, не освещаемых на лекциях ОК-2 подготовка к практическим занятиям 1 ОК-4 подготовка к контролю текущих знаний по дисциплине 1 Тема 5 5 изучение разделов дисциплины по учебной литературе, в 0 ОК-1 том числе вопросов, не освещаемых на лекциях ОК-3 подготовка к практическим занятиям 1 ОК-6 подготовка к контролю текущих знаний по дисциплине 0 Тема 6 6 изучение разделов дисциплины по учебной литературе, в 1 ОК-1 том числе вопросов, не освещаемых на лекциях ОК-2 подготовка к практическим занятиям 0 ОК-6 подготовка к контролю текущих знаний по дисциплине 1 Тема 7 7 изучение разделов дисциплины по учебной литературе, в 1 ОК-2 том числе вопросов, не освещаемых на лекциях ОК-3 подготовка к практическим занятиям 1 ОК-6 подготовка к контролю текущих знаний по дисциплине 1 Тема 8 8 изучение разделов дисциплины по учебной литературе, в 1 ОК-1 том числе вопросов, не освещаемых на лекциях ОК-5 подготовка к практическим занятиям 1 ОК-6 подготовка к контролю текущих знаний по дисциплине 0 Тема 9 9 изучение разделов дисциплины по учебной литературе, в 1 ОК-4 том числе вопросов, не освещаемых на лекциях ОК-5 подготовка к практическим занятиям 1 ОК-6 подготовка к контролю текущих знаний по дисциплине 1 Тема 10 изучение разделов дисциплины по учебной литературе, в 1 10 том числе вопросов, не освещаемых на лекциях ОК-1 подготовка к практическим занятиям 1 ОК-3 подготовка к контролю текущих знаний по дисциплине 1 ОК-4 Тема 11 изучение разделов дисциплины по учебной литературе, в 0 11 том числе вопросов, не освещаемых на лекциях ОК-2 подготовка к практическим занятиям 0 ОК-4 подготовка к контролю текущих знаний по дисциплине 1 ОК-6 Тема 12 изучение разделов дисциплины по учебной литературе, в 1 12 том числе вопросов, не освещаемых на лекциях ОК-1 подготовка к практическим занятиям 1 ОК-5 подготовка к контролю текущих знаний по дисциплине 0 ОК-6 Тема 13 изучение разделов дисциплины по учебной литературе, в 1 13 том числе вопросов, не освещаемых на лекциях ОК-4 подготовка к практическим занятиям 1 ОК-6 подготовка к контролю текущих знаний по дисциплине 0 ОК-7 Тема 14 изучение разделов дисциплины по учебной литературе, в 1 14 том числе вопросов, не освещаемых на лекциях ОК-1 подготовка к практическим занятиям 0 ОК-3 подготовка к контролю текущих знаний по дисциплине 1 ОК-6 Тема 15 изучение разделов дисциплины по учебной литературе, в 1 15 том числе вопросов, не освещаемых на лекциях ОК-1 подготовка к практическим занятиям 0 ОК-5 подготовка к контролю текущих знаний по дисциплине 1 ОК-7 Тема 16 изучение разделов дисциплины по учебной литературе, в 1 16 том числе вопросов, не освещаемых на лекциях ОК-2 подготовка к практическим занятиям 0 ОК-5 подготовка к контролю текущих знаний по дисциплине 1 ОК-6 Тема 17 изучение разделов дисциплины по учебной литературе, в 1 17 том числе вопросов, не освещаемых на лекциях ОК-1 подготовка к практическим занятиям 1 ОК-4 подготовка к контролю текущих знаний по дисциплине 1 ОК-7 Тема 18 изучение разделов дисциплины по учебной литературе, в 1 18 том числе вопросов, не освещаемых на лекциях подготовка к практическим занятиям 0 ОК-1 подготовка к контролю текущих знаний по дисциплине 1 ОК-4 ОК-6 итого 38ч Темы дисциплины для самостоятельного изучения: Раздел № Содержание темы для самостоятельного КолФорма (тема), те изучения и ссылки на литературу во час контроля Код мы компет енции Тема 1 1 История Дагестана как предмет 2 Контрольное Географический и историко-экономический и Тестирование ОК-1 этнографический обзор Дагестана. Основные ОК-3 источники по истории Дагестана. Степень ОК-6 археологического исследования Дагестана. Историография. Задачи исторической науки и значение преподавания истории как средства гуманистического и интернационального воспитания. Литература: 1 Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времѐн до XV в. Махачкала, 1996 2 История Дагестана. М., 1967 - 1968 В 3-х тт. 3 История Дагестана. М., 2005 В 2-х тт. Тема 2 2 Древние верования народов Дагестана. 2 Контрольное Тестировани Проникновение в Дагестан монотеистических е ОК-4 религий Сведения письменных источников о древних ОК-6 верованиях Дагестана. Историография проблемы. Типы древних верований и языческих культов. Тотемистические представления. Современные История Дагестана с древнейших времѐн до XV в. Махачкала, 1996 2 История Дагестана. М., 1967 - 1968 В 3-х тт. 3 История Дагестана. М., 2005 В 2-х тт. 4 Гмыря Л.Б. Религиозные представления прикаспийского Дагестана в IV-VII вв. Махачкала,2009. Тема 3 3 Дагестано-сасанидские взаимоотношения в 2 Контрольное Тестировани IV – VI вв. е ОК-4 Историческая обстановка на Восточном ОК-6 Кавказе в III–IV вв. Образование Сасанидской ОК-7 державы. Распространение влияния Сасанидов на Восточный Кавказ и сведения об этом в письменных источниках. Дагестан в орбите геополитических интересов сасанидского Ирана и Византии. Религиозные войны между зороастрийцами и христианами. Дербентский оборонительный комплекс. Строительство Сасанидами сети крепостей и опорных пунктов на территории Дагестана. археологические данные об этих крепостях. Административная политика Сасанидов в Дагестане. Социальная политика Сасанидов в Дагестане и вовлечение местной знати в систему персидской государственной власти. Создание Сасанидами вассальных феодальных владений. Литература: 1 Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М. 2003 2 Бакиханов А. Гюлистан-и-Ирам. Баку, 1991 алифата. Система управления и налоговая политика арабов. Последствия арабских вторжений. Интенсивность процесса исламизации дагестанского общества. Роль ислама в дальнейшей феодализации дагестанского общества. Мусульманские центры в Дагестане: Дербент, Калакорейш, Кумух. Их роль и значении в исламизации дагестанского общества. Старейшие исламские памятники на территории Дагестана. Литература: 1 Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962 2 Артамонов М.И. Очерки древней истории хазар. Л., 1936 3 Бакиханов А. Гюлистан и-Ирам. Баку, 1991 4 Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времѐн до XV в. Махачкала, 1996 5 Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. М., 1966 6 История Дагестана. М., 2005 В 2-х тт. 7 Кудрявцев А.А. Феодальный Дербент. М., 1993 8 Курбанов А.Д. Государственные образования лаков в средневековье. Махачкала, 2006 Тема 5 5 Сельские общины Дагестана их формы, 2 Контрольное пути развития. Тестирование ОК-1 Общая историко-географическая характеристика ОК-3 Дагестана. Население, его этнический состав, ОК-6 расселение. Союзы сельских общин как новая форма политического устройства. Характер организации союзов сельских общин. Органы управления союзов 6 истории и этнографии Дагестана. Махачкала, 1974 7 Магомедов М.Г. История Дагестана с древнейших времѐн до конца XIX в. Махачкала, 1998 Тема 6 6 Борьба народов Дагестана против внешних 2 Контрольное завоевателей в XI-XIII вв. Тестировани ОК-1 Образование государства сельджуков и вторжение ОК-2 Алп-арслана. Роль сельджуков в распространении ОК-6 ислама на территории Южного Дагестана. Начало монгольских завоеваний. Борьба за Дербент. Поход монголов во Внутренний Дагестан. Ожесточѐнное сопротивление горцев. Второй поход монголов в Дагестан. Маршрут монгольских войск. Упорное сопротивление жителей Рича, Чирага. Кумуха. Причины поражения горцев. Распад монгольской империи и образование Золотой Орды. Территории Дагестана в составе Золотой Орды и Хулагуидского улуса. Последствия монгольских завоеваний в социально-экономической и политической жизни Дагестана. Литература: 1 Айтберов Т.М., Шихсаидов А.Р. Из дагестанских памятных записей // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980 2 Алиев Б.Г. Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей. Махачкала, 2002 3 Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М. 2003 4 Алкадари Гасан. Асари-Дагестан. Исторические сведения о Дагестане. Махачкала, 1994 5 Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. // Соч. Т. 2 Ч. 1 М., 1963 Тема 7 7 Социальный строй Дагестана в XIII – XV 2 Контрольное ОК-2 вв. Тестирование ОК-3 Специфика социального развития Дагестана в XIII – XV вв. Социальная структура дагестанского ОК-6 общества. Основные классы феодального сословия. Феодальное землевладение. Свободные общинники. Зависимые слои населения. Литература: 1 Алиев Б.Г., Ахмедов Ш.М., Умаханов М.С.К. Из истории средневекового Дагестана. Махачкала, 1970 2 Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времѐн до XV в. Махачкала, 1996 3 Иоанн де Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа. (1404). Баку, 1980 4 Клавихо Руи де Гонсалес. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (14031406). М., 1990 5 Криштопа А.Е. Дагестан в XIII – XIV вв. по данным восточных авторов. // Вопросы истории и этнографии Дагестана. Махачкала, 1974 6 Шихсаидов А.Р. Дагестан в X – XIV вв. Махачкала, 1975 Тема 8 Второй этап исламизации Дагестана 2 Контрольное 8 Дальнейшее усиление позиций ислама в Дагестане во ОК-1 второй половине X в. Исламизация ряда сел Южного ОК-5 Дагестана. Активное распространение ислама в бассейне Уллучая. Газийские походы дербентских ОК-6 правителей в горные районы и роль Дербента в распространении ислама в Дагестане. Роль Сельджуков в усилении идей ислама в Дагестане. Последствия монгольских завоеваний для ислама. Ширваншахи и ислам в Дагестане. Кумух и Калакорейш – исламские центры Дагестана. Поддержка ислама и мусульманского духовенства Тимуром. Исламизация ряда даргинских обществ в XIV в. Исламизация некоторых горных обществ в XV в. Литература: 1 Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М. 2003 2 Алкадари Гасан. Асари-Дагестан. Исторические сведения о Дагестане. Махачкала, 1994 3 Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001 4 Криштопа А.Е. Дагестан в XIII – XIV вв. по данным восточных авторов. // Вопросы истории и этнографии Дагестана. Махачкала, 1974 5 Шихсаидов А.Р. Дагестан в X – XIV вв. Махачкала, 1975 6 Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала, 1969 7 Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразоев Г.М. Дагестанские исторические сочинения. М.,1993. Тема 9 9 Культура народов Дагестана в V – XV вв. 2 ОК-4 Материальная культура раннесредневековых городов ОК-5 Дагестана. Дербент – крупный административный, торгово-экономический и культурный центр ОК-6 Дагестана. Городская и аульная архитектура. Искусство Дагестана. Складывание ремесленных и культурных центров Дагестана: Зирихгеран, Дербент, Табасаран, Кумух и др. Достижения дагестанских ремесленников. Влияние культуры других народов и стран на культуру народов Дагестана. Художественные традиции. Кубачинские рельефы. Обработка металла. Бронзовые котлы. Эпиграфические памятники Дагестана. Духовная культура народов Дагестана. Письменность и рукописные традиции. Дальнейшее распространение ислама, арабского языка и литературы. Мусульманское образование в Дагестане. Устное народное творчество. Местные исторические сочинения. Литература: 1 Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин. М., 1978 Историография проблемы. Тенденциозные крайности в освещении данной темы. Теория набегов. Взаимоотношения народных масс и добрососедские дружеские отношения. Взаимоотношение культур. Особенности взаимоотношений народов Дагестана с народами Грузии и Азербайджана. Влияние внешнеполитической ситуации на развитие добрососедских отношений. Совместная борьба против общих врагов. Укрепление мирных отношений. Литература: 1 История Дагестана. Т. 1 – М., 1967 2 История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988 3 История Дагестана с древнейших времен до XX в. Т. 1 М., 2004 4 История, география и этнография Дагестана в XVI-XVIII вв.: архивные материалы. – Махачкала, 1958 5 Русско-дагестанские отношения в XVI – первой четверти XVIII вв. Махачкала, 1958 6 Из истории взаимоотношений Дагестана с Россией и народами Кавказа. Махачкала, 1982 7 Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией в XV-XVII вв. М., 1963 Тема 11 Борьба народов Дагестана с ирано-турецкими 1 Контрольное 11 завоевателями Тестирование ОК-2 в XVI–XVIII вв. ОК-4 Внешнеполитическая ситуация на Кавказе в начале XVI в. активизация политики Сефевидского Ирана на ОК-6 Кавказе. Политика «иранизации». Деятельность иранских шахов Исмаила II, Аббаса I, Сефи, Абаса II, и др. Антииранские восстания 1654–1660 гг. Ослабление иранских позиций в Дагестане. Попытки Султанской Турции контролировать Дагестан. Борьба народов Дагестана против турецких завоевателей и крымских ханов в 80-е гг. XVI века. в СССР. Литература: 1 Гаджиев В.Г. Разгром Надир-шаха в Дагестан. Махачкала, 1996 2 История Дагестана в 2-х тт. М., 2005 3 Магомедов М.Г. История Дагестана с древнейших времѐн до конца XIX в. Махачкала, 1997 4 Сотавов Н.А. Крах «грозы Вселенной» в Дагестане. Махачкала, 1997 5 Тамай А. К вопросу о провале дагестанской компании шаха Надира (1741-1743 гг.) Уч. Зап. ИИЯЛ. т. V. Мах. 1959 Тема 12 Союзы сельских общин Дагестана в XVII–XVIII 1 Контрольное 12 вв. Тестировани ОК-1 Источники. Историография проблемы. Крупные ОК-5 союзы сельских обществ в Дагестане. Хозяйственноэкономические основы общины. СоциальноОК-6 политический строй. Органы власти и самоуправление. Законодательство. Военная организация. Роль и значение союзов сельских общин в истории Дагестана в XVI–XVIII вв. Взаимоотношения с феодальными владениями и другими государствами. Литература: 1 Алиев Б.Г., Ахмедов Ш.М., Умаханов М.-С.К. Из истории средневековогоДагестана. Махачкала, 1970 2 Алиев Б.Г., Умаханов М.-С. К. Историческая география Дагестана XVII – XIX вв. Кн. I . Махачкала, 1999 Кн. 2 Махачкала, 2001 3 Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времѐн до XV в. Махачкала, 1996 4 Иоанн де Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа. (1404). Баку, 1980 5 Магомедов Р. М. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала, 1999 6 Магомедов Р.М. История Дагестана с древнейших времен до конца XIX в. М., 1968 7 Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII – нач. XIX вв. М., 1988 Тема 13 Культура народов Дагестана XVI–XVIII вв. 2 Контрольное 13 Материальная культура народов Дагестана. Тестирование ОК-4 Поселения и жилища. Строительная техника. ОК-6 Оборонительные сооружения. Архитектурный в Нагорном Дагестане в XVII – нач. XIX вв. М., 1988 Тема 14 Антифеодальное и антиколониальное движение в 2 Контрольное 14 Дагестане в 60-70 гг. Тестирование ОК-1 XIX в. Восстание 1877 г. в Дагестане ОК-3 Важно выяснить связь между народноосвободительным движением 20-50-х гг. XIX в. и ОК-6 выступлениями 60-70-х гг. против местных феодалов и колониальной администрации. Восстание в Андийском округе, Ункратле (1861 г., 1871 г.), Закаталах, Гумбете, Кайтаго-Табасаране и др. показали, что причины, вызвавшие народноосвободительное движение 20-50-х гг. XIX в. еще далеко не устранены. Следует обратить внимание и на такие формы сопротивления, как переселение в Турцию, зикризм, сектантство. Подробный анализ крупнейшего в истории Кавказа антиколониального восстания 1877 г., охватившего и соседнюю Чечню. Социально-политическая обстановка, выяснить мотивы, определить причины и движущие силы, уяснить роль и степень участия различных сословий в восстании. Литература: 1 История Дагестана. Т. 2 Махачкала, 1967 2 Гасанов М.М. Дагестан в составе России (вторая половина XIX в.) Махачкала, 1999 3 Даниялов Г.Д. Классовая борьба в Дагестане во второй половине XIX- начале XX в. Махачкала, 1970 4 Магомедов Р.М. Восстание горцев Дагестана в 1877 г. Махачкала, 1940 Тема 15 Города – экономические центры Дагестана 2 Контрольное 15 Особенности развития городов с проникновением Тестирование ОК-1 капиталистических отношений (Темир-хан-Шура, ОК-5 Порт-Петровск, Дербент, Кизляр). Численность городского населения, его национальный и ОК-7 социальный состав. Городское управление, промышленность, торговля и торговые учреждения. Миграционные процессы в городах Дагестана. Обострение социальных противоречий в городах. Роль русских переселенцев в росте самосознания трудящихся городов. Литература: 1 История Дагестана. М., 1967 - 1968 В 3-х тт. 2 История Дагестана. М., 2005 В 2-х тт. 3 Гусейнов М.Ш. Россия и индустриальное развитие Дагестана конец XIX30-е гг.XX в. Махачкала,2004. 4 Даниялов Г.Д. Строительство социализма в Дагестане. Махачкала, 1988 Тема 16 Первая мировая война и ее влияние на Дагестан 2 Контрольное 16 Тестирование Экономическое и политическое положение Дагестана ОК-2 в период войны. Создание дагестанских конных ОК-5 полков. Упадок хозяйства. Убыль скота. Ухудшение положения трудящихся. Революционный подъем в ОК-6 начале 1916 г. Влияние рабочих-отходников на рост антивоенных настроений. Массовая реквизиция лошадей. Выступление крестьян Аксая и его подавление. Литература: 1 Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М,, 1965 2 Гасанов М.М. Дагестан в составе России. Махачкала, 1999 3 Далгат Э.М. Проблемы истории Дагестана второй половинеы XIX – начала XX вв. Махачкала, 1998 Тема 17 Культура народов Дагестана в начале XX в. 1 Контрольное 17 Тестирование Просвещение. Роль русской школы в жизни горцев. ОК-1 Открытие реального училища и женской гимназии в ОК-4 Дербенте и Порт-Петровске. Деятельность первых специальных школ в Дагестане (садоводства, ОК-7 электромеханической, ремесленной и т.д.). Дагестанцы в Вузах Закавказья, Москвы, Петербурга, Харькова, Одессы. Наука и литература. Исторические, этнографические и лингвистические исследования в Дагестане. Первые киноустановки в Дагестане. Искусство кубачинцев, андийцев, гоцатлинцев, балхарцев, унцукульцев и народов Южного Дагестана. Культурно-просветительская работа. Зарождение журналистики в Дагестане. Литература: 1 Булатов Б.Б. Из истории социальноэкономического и культурного развития Дагестана в конце XIX- середине XX вв. Махачкала, 2003 2 Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX- нач. XX вв. Махачкала, 1987 3 Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М,, 1965 4 Гасанов М.М. Дагестан в составе России. Махачкала, 1999 5 История Дагестана. М., 1967 Т.2. 6 История Дагестана с древнейших времѐн до наших дней. М., 2004 Тема 18 Дагестан в конце XX-XXI в. 1 Контрольное 18 Общественно-политическая обстановка в Дагестане в Тестировани ОК-1 90-е годы. Принятие новой конституции. Борьба с е ОК-4 политическим экстремизмом, ваххабизмом и терроризмом. События в Дагестане в 1998 году и их ОК-6 оценка. Вторжение в Дагестан незаконных вооруженных формирований в августе – сентябре 1999 года и их отражение. Общественнополитические партии и национальные движения в Дагестане в конце ХХ – начале ХХI вв. Литература: 1 Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть: политика, люди и народы в лабиринтах смутного времени. М., 1994 2 Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность. //Возрождение. 1995 №2 3 Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М., 1996 4 Абдулатипов Р.Г., Кадиев З.М. Русскодагестанские межнациональные отношения (исторические очерки). Махачкала, 1990 5 Абдуллаев М.А. Национальные движения в Дагестане //Народы Дагестана. 1994 №2 6 Абдуллаев М.А. Некоторые вопросы национальных отношений на современном этапе // Советский Дагестан. 1990 № 2 7 Агаев А.Г., Магомедов Р.М. Дагестанское единство, история и современность. Махачкала, 1994 8 Алиев А.К. Россия и Дагестан: федерализм, полномочия и статус. Махачкала, 1996 9 Алиев А.М. Каким же быть Дагестану – унитарным или федеративным. Махачкала, 1997 10 Алиев М.Г. В поисках согласия. М., 2002 11 Амиров С.Д. Дагестан на рубеже третьего тысячелетия: от выживания к прогрессу. Махачкала, 1997 12 Амиров С.Д. События и политика. Махачкала, 2001 Информационно-аналитический бюллетень / Гл. ред. А.М. Магомедов. Махачкала, 2002 20 Дагестан в составе России: эволюция государственно-правового статуса. // Материалы научно-практической конференции. Махачкала, Итого 64 6 Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. 6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Компе Формулировка компетенции из ФГОС ВО Процедура тенции оценивания ОК-1 Способность использовать основы философских знаний для Устный формирования мировоззренческой позиции опрос, письменный тест ОК-2 Способен анализировать основные этапы и закономерности Устный исторического развития общества для формирования опрос, гражданской позиции письменный тест ОК-3 Способность использовать основы экономических знаний в Устный различных сферах деятельности опрос, письменный тест ОК-4 Способность использовать основы правовых знаний в Устный различных сферах жизнедеятельности опрос, письменный тест ОК-5 Способность к коммуникации в устной и письменной формах Устный на русском иностранном языках для решения задач опрос, межличностного и межкультурного взаимодействия письменный тест ОК-6 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая Устный социальные, этнические, конфессиональные и культурные опрос, различия письменный тест ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию Устный опрос, письменный тест 6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания. ОК-1Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции Уровень Показатели (что Оценочная шкала обучающийся должен Удовлетворите Хорошо Отлично продемонстрировать) льно Порогов Уметь использовать Демонстрирует Может Демонстрирует ый основы философских слабое умение приобретать четкое знаний для использовать и представление об основы формирования основы анализировать философских знаний для мировоззренческой философских основы формирования позиции знаний для философских мировоззренческой формирования знаний для позиции мировоззренче формирования ской позиции мировоззренче ской позиции ОК-2 Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции Уровень Показатели (что Оценочная шкала обучающийся Удовлетворительно Хорошо Отлично должен продемонстриров ать) Пороговый Уметь Имеет неполное Недостаточно Демонстрирует самостоятельно представление об точен в четкое анализировать основных этапах и базовых представление основные этапы и закономерностях знаниях об об закономерности исторического основных основных исторического развития общества этапах и и развития закономерност закономерностях общества для ях исторического формирования исторического развития гражданской развития общества позиции для общества формирования формирования гражданской гражданской позиции позиции ОК-3 Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности Уровень Показатели (что Оценочная шкала обучающийся Удовлетворительно Хорошо Отлично должен продемонстриров ать) Пороговый Уметь Имеет неполное Допускает Демонстрирует самостоятельно представление об неточности в четкое приобретать использовании основ базовых представление и использовать экономических экономических об основы знаний в различных знаниях и использовании экономических сферах деятельности использовании основ знаний в их в различных экономических различных сферах знаний в сферах различных сферах деятельности деятельности ОК-4 Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности Уровень Показатели (что Оценочная шкала обучающийся Удовлетворительно Хорошо Отлично должен продемонстрироват ь) Пороговый Уметь Имеет неполное Допускает Демонстрирует самостоятельн о представление об неточности в четкое приобретать использовании основ базовых представление и использовать правовых знаний в правовых об основы правовых различных сферах знаниях и использовании знаний в различных деятельности использовании основ правовых сферах их в различных знаний в жизнедеятельности сферах различных сферах деятельности ОК-5 Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия Уровень Показатели (что Оценочная шкала обучающийся Удовлетворительно Хорошо Отлично должен продемонстрироват ь) Пороговый Уметь Имеет неполное Недостаточно Демонстрирует самостоятельн о представление об точно имеет четкое приобретать использовании представление представление способность к устной и письменной об устной и об устной и коммуникации в форм на русском письменной письменной устной и иностранном языках формах на формах на письменной для решения задач русском русском формах на русском межличностного и иностранном иностранном иностранном межкультурного языках для языках для языках для взаимодействия решения задач решения задач решения задач межличностног межличностного и межличностного и ои межкультурного межкультурного межкультурног взаимодействия взаимодействия о взаимодействи я ОК-6 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Уровень Показатели (что Оценочная шкала обучающийся Примерный перечень вопросов к зачету: 6 Каменный век на территории Дагестана. 7 Дагестан в эпоху средней бронзы. 8 Эпоха железа в Дагестане. 9 Кавказская Албания: этнический состав, территория, проблема северных границ. 10 Культура и религиозные представления племѐн Кавказской Албании. 11 Дагестано-сасанидские взаимоотношения. 12 Время и пути проникновения христианства в Дагестан. 13 Государства кочевников в Приморском Дагестане: «Царство» гуннов и Страна Берсилия. 14 Раннефеодальные государственные образования Дагестана: Хайдак, Зирихгеран, Туман, Филан, Серир, Табасаран, Лакз (территория, формы управления, внешние связи). 15 Хазарский каганат. 16 Арабо-хазарские войны в Прикаспии. 17 Ислам в раннесредневековом Дагестане. 18 Политическое и экономическое развитие Дагестана в X – нач. XIII вв. 19 Походы татаро-монголов в Дагестан. 20 Социально-экономическое и политическое развитие Дагестана в XIII– XVI вв. 21 Борьба народов Дагестана с полчищами Тимура. 22 Социальная структура дагестанского общества в XIII – XVI вв. 23 Борьба народов Дагестана против турок-сельджуков. 24 Борьба народов Дагестана с Сефевидским Ираном и Османской Турцией в XV – XVI вв. 25 Экономическое развитие Дагестана в XVII – XVIII вв. 26 Социальный строй Дагестана в XVIII в. 27 Персидский (Каспийский) поход Петра I. 28 Антииранские выступления в начале в XVIII вв. 29 Союзы сельских обществ Дагестана (хозяйственно-экономические основы, управление). 30 Походы Надыр-шаха в Дагестан в 1734 – 1741 гг. 31 Русско-дагестанские отношения во. XVIII – нач. XIX вв. 32 Политическая карта Дагестана в XVIII – нач. XIX вв. 33 Землевладение и землепользование в Дагестане в XVIII – первой половине XIX вв. 34 Социально-экономическое положение Дагестана в конце XVIII – нач. XIX вв. 35 Политическое устройство Дагестана в XIX вв. 36 Присоединение народов Дагестана к России (2-й пол XVIII – 1813 г.). 37 Колониальная политика царизма в первой четверти XIX в. 38 Причины, движущие силы и характер борьбы горцев в 20 – 50-х гг. XIX в. 39 Антиколониальная и антифеодальная борьба горцев Дагестана в 20 – 50-х гг. XIX в. 40 Государство горцев Имамат. 41 Внешняя политика Имамата. 42 Наибы Шамиля. 43 «Военно-народная» система управления царизма и еѐ сущность. 44 Административно-судебные преобразования в Дагестане в 60 – 70-х гг. XIX в. 45 Промышленность Дагестана в пореформенный период. 46 Сельское хозяйство Дагестана в пореформенный период. 47 Антифеодальное и антиколониальное движение горцев Дагестана в 60 – 90-х гг. XIX в. 48 Возникновение капиталистической промышленности Дагестана. 49 Антиписарское движение. 50 Борьба за установление Советской власти в Дагестане. 51 Образование Терско-дагестанского правительства и его деятельность. 52 Мусульманское духовенство Дагестана после февраля 1917 года. 53 Образование и деятельность Дагестанской социалистической группы. 54 Гражданская война в Дагестане. Причины, характер, периодизация. 55 Борьба в Дагестане против Деникина. 56 Антибольшевистское восстание в горах Дагестана под руководством Н. Гоцинского. 57 Развитие кустарной промышленности Дагестана 20-30 годы. 58 НЭП в Дагестане и его особенности. 59 Культурное строительство 1921-1925 гг. 60 Восстановление народного хозяйства Дагестана после гражданской войны 1921-1925 гг. 61 Особенности коллективизации в Дагестане. 62 Особенности индустриализации в Дагестане. 63 Политические репрессии в Дагестане (1930-е годы). 64 Дагестан в период Великой Отечественной войны (Перестройка народного хозяйства на военный лад). 65 Дагестанцы на фронтах Великой Отечественной войны. 66 Дагестанцы – герои Советского союза. 67 Восстановление народного хозяйства Дагестана после Великой Отечественной войны. Социально-экономическое развитие Дагестана 1960-1970 годы. 68 Общественно-политическая жизнь в Дагестане 70-е годы. Принятие конституции 1977 года. 69 Политическое и социально-экономическое развитие Дагестана 1970-1980 годы. 70 Дагестан в период перестройки 1985-1990 гг. 71 Социально-экономическое развитие Дагестана в 1990-2000 годы. 72 Реабилитация репрессированных народов и обострение политической обстановки в Дагестане в 90-е годы. 73 Общественно-политические партии и движения в Дагестане на современном этапе (общая характеристика). 74 Борьба с терроризмом в Дагестане на рубеже XX – XXI вв. 75 Особенности экономического развития Дагестана на современном этапе 2000-2014 гг. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)