Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов
ФГОС ООО
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения
основного общего образования, Примерной программой по русскому языку, М.
Просвещение, 2014 г. и Рабочей программой по русскому языку для 5-9 классов.
Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9
классы – М.: Просвещение, 2017.)
Обоснование выбора программы. Важной отличительной особенностью данной
программы является новизна подходов к преподаванию русского языка с учетом ФГОС
ООО, ее направленность на усвоение элементов современной теории и практики
речевого общения, теории и практики речевой деятельности, формирование навыков
метапредметных и личностных результатов через универсальные учебные действия.
При выборе УМК предметной линии учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова,
Л.А.Тростенцовой и др. учитывалась специфика контингента учащихся, соответствие
УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся данной школы,
соответствие программы ФГОС ООО, завершенность учебной линии, подход в
структурировании учебного материала: от частного к общему, доступность и
системность изложения теоретического материала.
Актуальность. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык»
занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности.
Специфика. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения
систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и
словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка,
а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся
явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию
связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об
основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии и
пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Кроме
перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических,
пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
1.2. Общие цели учебного предмета:
* воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку,
сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности;
* развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях общения;
* готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
потребности в речевом самосовершенствовании; освоение знаний о русском языке, его
устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения,
стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого
этикета;
* обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических
средств;
* формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации
общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию; * применение полученных знаний и умений в собственной
речевой практике.
Задачи обучения:
* развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо;
* формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных,
коммуникативных;
* формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков,
овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся.
1.3. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение предмета отводится 748 часов. В том числе: в 5 классе - 170 часов (5
часов в неделю) в 6 классе – 204часа (6 часов в неделю) в 7 классе – 136 часов (4 часа в
неделю) в 8 классе – 102 часов (3 часа в неделю) в 9 классе – 136 часов (4 часа в неделю)
1.4 Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах:
1) Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 5 кл.
Научный редактор – Шанский Н.М. М.. Просвещение. 2017г.
2) Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 6 кл.
Научный редактор – Шанский Н.М.М., Просвещение, 2021г.
3) Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 7 кл.
Научный редактор – Шанский Н.М. М,Просвещение, 2017г.
4) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О.
М. Русский язык 8 кл. М, Просвещение, 2017г.
5) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О.
М. Русский язык 9 кл. М, Просвещение, 2017г.
2. Планируемые результаты образования
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в
процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения; - адекватное восприятие на слух текстов разных
стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свернутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение разными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления;
- умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общении.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом:
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней
и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование,
описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого
этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных
признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
3. Общая характеристика курса
Содержание русского языка в основной школе обусловлено нацеленностью
образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей
обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает
формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и
культуроведческой компетенции.
Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система,
фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами
беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений,
изложений, диктантов, сюжетно-ролевые игры, игровые практикумы.
Технологии:
развивающего
обучения,
дифференцированного
обучения,
информационно-коммуникативные, здоровьесбережения, системно - деятельностный
подход, технология групповой работы, технология проблемного обучения, игровые
технологии.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:
входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального
опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных,
выборочных, творческих, свободных, диктантов с грамматическими заданиями, тестов,
проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный
диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс (ФГОС)
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов создана на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей
программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я. Коровиной,
В.П.Журавлёва, М. Просвещение 2014 год. Программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,
включающий следующие разделы: пояснительную записку, предметные и
метапредметные результаты обучения и воспитания школьников, содержание тем
учебного предмета с указанием основных видов учебной деятельности учащихся ,
календарно- тематическое планирование, поурочно –тематическое планирование.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета
«Литература» направлено на достижение следующих целей:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и
содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Данная программа предназначена для учащихся, изучающих литературу по
следующим учебникам:
• Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. В 2 ч. Учебник
для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение2017г.
• Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 6 класс. В
2 ч. Учебник для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение2021г.
• Коровина В. Я. Литература. 7 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных
учреждений. — М.: Просвещение2017.
• Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 8 класс. В 2 ч. Учебник
для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение2017г.
• Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература. 9 класс. В
2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение2017г.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова,
богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного
образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с
биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами,
необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Это
устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного
развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественноэстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к
самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного
произведения.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных
произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры
устной и письменной речи. В рабочей программе по литературе соблюдена системная
направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и
прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по
истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем :
в 5 классе — внимание к книге;
в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев;
в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека
как важнейшая проблема литературы;
в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса
на историко-литературной основе),
в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
• Устное народное творчество.
• Древнерусская литература.
• Русская литература XVIII века.
• Русская литература XIX века.
• Русская литература XX века.
• Литература народов России.
• Зарубежная литература.
• Обзоры.
• Сведения по теории и истории литературы
Рабочая программа рассчитана:
- в 5 классе – 102 ч. (3 раза в неделю)
- в 6 классе – 102 ч. (3 раза в неделю)
- в 7 классе – 68ч. (2 раза в неделю)
- в 8 классе – 68 ч. (2 раза в неделю)
- в 9 классе – 102ч. (3 раза в неделю)
В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и ИКТ
технологии, а так же самостоятельная работа по изучению теоретических вопросов и
выполнению практических заданий, тестирование, контрольные работы, и т.п.
Формами
контроля
являются
итоговые
контрольные
тестирование, итоговая комплексная работа, зачёты.
работы,
сочинения,
Аннотация к рабочей программе по литературе ФГОС
10-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для 10-11 класса составлена в
соответствии с основными положениями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, на основе
примерной Программы общего образования по литературе, авторской
программы по литературе Ю.В. Лебедева (М.: Просвещение, 2016) Учебного
плана МКОУ «Садовой СОШ» на 2022-2023 учебный год.
Обоснование выбора программы
Для реализации рабочей программы выбран учебно-методический
комплект, ориентированный на базовый уровень изучения литературы и
содержащий необходимый материал по всем разделам Примерной
программы:
Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников
под ред. В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева. 10—11 классы : учеб. пособие для
общеобразовательных организаций : базовый уровень / А. Н. Романова, Н. В.
Шуваева; [под ред. В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева]. — М. : Просвещение,
2019. Учебник: «Литература (базовый уровень) (в 2 частях)», Михайлов О.Н.,
Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и др. / Под ред. Журавлёва В.П.
Актуальность
Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик
инравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее
место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии
школьника, в формировании его миропонимания и национального
самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью
литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир,
выражая богатство и многооб-разие человеческого бытия в художественных
образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их
к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную
основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом
развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать
диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на
текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи
формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной
речи.
Изучение литературы на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формированиегуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста,образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о
специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном
чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы
исодержания, основных историко-литературных сведений и теоретико литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений
спривлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретноисторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования
русского литературного языка при создании собственных устных и
письменных высказываний.
К важнейшим личностным результатам изучения литературы в средней
(полной) школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как человека русской культуры,
наследника классической гуманитарной традиции;
освоение нравственно - эстетических ценностей нации и человечества,
гуманистических традиций родной литературы;
осмысление художественно-нравственного опыта предшествующих
поколений, способность к определению своего отношения к идеалам автора,
пониманию собственной и чужой позиции;
понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность;
Основные задачи:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных
произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения
художественных и
текстов, в том числе и чтения наизусть;
свободное владение монологической и диалогической речью в объеме
изучаемых произведений;
навыки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое,
характеристики героя;
отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
овладение способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенций;
приобретение навыка по написанию сочинений по литературе в
формате ЕГЭ.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
На изучение предмета отводится 204 часа. В том числе: в 10 классе - 102
часа (3часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Учебники, реализующие рабочую программу в 10-11 классах:
Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Базовый уровень. В 2 ч. — М. :
Просвещение, 2020 ·
Литература. 11 класс. Базовый уровень. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. —
М. : Просвещение,2020
Виды и формы контроля:
Промежуточный
- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением
лица рассказчика, художественный) главы, несколько глав повести, романа,
стихотворения в прозе, пьесе, критической статьи;
- выразительное чтение;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
Устный или письменный ответ на вопрос;
- устное словесное рисование;
- комментированное чтение;
- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая,
сравнительная) художественных произведений;
- установление ассоциативных связей с произведениями различных
видов искусства;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к
тому или иному роду и жанру;
- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский
замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов
поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной особенности и
определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания
произведения;
- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему,
связанную с изучаемым художественным произведением;
- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов,
воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями
писателей, статьями и т.д.);
- составление конспектов критических статей, планов, тезисов,
рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных
композиций;
- участие в дискуссии, заседание круглого стола, утверждение и
доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.
Итоговый:
- написание сочинения на основе и по мотивам литературных
произведений;
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачет;
- защита проектов.
Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система,
фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с
элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы,
написание сочинений, практикумы.
Технологии:
тестовая технология;
информационно-коммуникационная технология;
технология проблемного обучения;
интернет- ориентированные технологии;
исследовательский метод;
индивидуальное и дифференцированное обучении
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет
преемственность с Рабочей программой для основной школы, опирается на
традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника
мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и
интеллектуального
развития
личности
школьника.
Приобщение
старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной
литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры
молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности
учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Основными критериями
отбора художественных произведений для изучения в школе являются их
высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное
влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным
особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт
отечественного образования.
Планируемые результаты образования
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви
и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества;
и усвоение гуманистических, демократических и
традиционных
ценностей и многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов;
и
и
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в
процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при
анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской
литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными
ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям
литературы, их оценка;
умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные
литературные произведения;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их
отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из
текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному
тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,
вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с
тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и
домашние творческие работы; рефераты на литературные и
общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления
словесного искусства; эстетическое восприятие произведений
литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли
изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.
Аннотация к рабочей программе по курсу
«Русский язык 10-11 классы»
1. Рабочая программа по курсу «Русский язык 10-11 классы» (базовый
уровень).
2. Предмет Русский язык является обязательным предметом в структуре
основной образовательной программы, входит в список предметов,
обязательных для сдачи в формате ЕГЭ-11.
3. Нормативной основой разработки программы являются положения
ФГОС основного общего образования 2-го поколения, на основе
примерной Программы основного общего образования по русскому языку
и Программы по русскому языку к учебникам 10-11 кл.
общеобразовательной школы авторов Н.Г. Гольцовой и И.В.Шамшина.
4. Количество часов для реализации программы. 10 кл. - 102 ч. 11 кл. 102 ч.
5. Цель реализации программы.
Изучение русского языка в 10-11 классах способствует:
- овладению основными функциями языка, единицами языка, их
признаками и взаимосвязями;
овладению орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими и пунктуационными нормами современного русского
литературного языка; нормами обиходно-бытовой, социально-культурной,
учебно-научной, официально-деловой сфер общения; нормами речевого
этикета в разных сферах общения;
- умению оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
соотнесенности содержания и языкового оформления и эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
- проведению
лингвистического
анализа
текстов
различных
функциональных разновидностей языка;
- объяснению взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и
других народов; использованию приобретенных знаний и умений в
практической деятельности;
- использованию разных видов чтения (ознакомительно-изучающего,
ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной
установки и характера текста;
- умению извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, в том числе представленную в электронном виде на
различных информационных носителях;
- овладению основными приемами информационной переработки устного
и письменного текста;
- соблюдению норм речевого этикета в различных сферах общения;
- пониманию русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения народов России, как одного
из мировых языков, а литературного языка как высшей формы
существования национального языка.
6. Используемые учебники и пособия:
1. Учебники для 10-11 классов Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин. Русский
язык, 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
Москва. Русское слово,
базовый уровень 2020г ,ФГОС.
.(Инновационная школа).
2. Г.Т.Егораева, О.Д. Ивашова, Е.В. Ляшенко «Русский язык.
Эффективная подготовка к ЕГЭ», издательство «Экзамен», М.
2013г..
3. Т.Ю. Угроватова. «Русский язык. 34 урока подготовки к ЕГЭ»,
издательство «Эксмо», 2011 год.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка
/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.
Виноградова - М.: Азбуковник, 1998
7. Используемые технологии.
В процессе обучения используются технологии развивающего
обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развитие
исследовательских
навыков,
информационно-коммуникационные
технологии и др.
8. Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения курса русского языка ученик должен
знать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• основные единицы и уровни языка;
• орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка, нормы речевого
общения;
уметь:
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления;
• осуществлять речевой самоконтроль;
• извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебных текстов, справочной литературы, средств массовой
организации, в том числе, представленных в электронном виде
на различных информационных носителях;
• создавать устные и письменные монологические высказывания
различных типов и жанров,
• использовать основные приемы информационной переработки
текста;
9.
Методы и формы оценки результатов освоения.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков
являются:
- входной контроль в начале учебного года;
- текущий - в форме устного, фронтального опроса, контрольных,
словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных,
графических, творческих, свободных («проверяю себя»), диктантов с
грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, самостоятельных
работ, комплексного анализа текстов, а также диагностических работ;
- итоговый - контрольный диктант, словарный диктант, комплексный
анализ текста.