Аннотации к рабочим программам по дагестанской литературе 10 -11кл. 10 класс Рабочая программа по дагестанской литературе для 10 класса к учебнику Ахмедова С. Х. ,Хайбуллаевой Х. М. составлена на основе Министерства образования Республики Дагестан. Программа предполагает широкое использование учебно – наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой. Произведения поэтов и писателей народов Дагестана рассматриваются в контексте истории и биографических фактов из жизни писателя и представляют интерес, как авторской позиции, так и общечеловеческими нравственными ценностями, обладают большой силой воздействия на читателей. Учащиеся 8 класса повторяют понятия образность, тема , идея, сюжет, композиция произведения, литературные герои рассматриваются в динамике, во взаимосвязи характеров и обстоя тельств, пробуждая у подростков интерес к внутреннему миру человека. Обобщаются сведения о родо- жанровых особенностях литературы, происходит знакомство с важнейшими моментами творческой истории произведений, с личностью художника слова, с качеством изображения описываемого. Курс дагестанской литературы пострен так, что учащиеся этого звена получают более или менее целостное представление о литературе народов Дагестана. Учащиеся должны уметь: . видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов; . . обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; . . видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох; . комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством; . различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике; . определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении. . определить творческий метод писателя, определить авторскую позицию в произведении, литературное направление и эпоху, к которым относится его творчество; . дать характеристику литературному произведению, исходя из особенностей исторической эпохи, в которую было создано это произведение; . указать особенности национальной традиции и новаторство творчества писателя; . охарактеризовать место писателя или литературного произведения в литературном процессе; . сделать самостоятельный устный доклад на заданную тему; . написать развернутый план сочинения на заданную тему, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения, объяснить смысл заданной темы и способы ее раскрытия в сочинении; . написать сочинение на заданную тему. Место предмета На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год. 11 класс Систематический курс литературы народов Дагестана 9 классов построен на историко-литературной основе, изучение литературы предполагает более углубленное, более обобщенное и целостное осмысление жизни и исторических судеб народов Дагестана, роли и значения творчества поэтов и писателей, искусства Дагестана, их вклада в историю страны и всего человечества. Старшеклассникам доступно решение сложных моральных вопросов, самостоятельная оценка произведений литературы, понимание литературы как источника, обеспечивающего специфическое освоение художественных ценностей. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко – культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышения качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становятся важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. В 9 классе в курсе изучения дагестанской литературы подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами , писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература. На уроках используются презентации, созданные учителем, видеофрагменты, аудиозаписи. Дагестанская литература изучается в неразрывной связи с другими видами искусства. Кроме того, на уроках дается сопутствующий исторический комментарий. В домашних работах часто используется метод проекта. Применяются нестандартные формы проведения уроков: диспут , защита проекта, семинар, конференция, что развивает устную речь учащихся и их коммуникативные умения и навыки. Ученики , закончившие 9 класс , должны знать: - содержание текстов программных произведений; определения основных понятий, проводимых в учебной хрестоматии; - основные этапы стадиального развития литератур в 19 и 20 столетиях. Должны уметь: - определять конститутивные признаки творческого метода произведения; - дать характеристику литературному произведению, содержащему элементы различных творческих методов; - дать сравнительно-историческую характеристику двух произведений или двух писателей определенной литературной эпохи; самостоятельно подготовить доклад на заданную тему; - самостоятельно написать сочинение на заданную тему; - составить конспект критической или литературоведческой статьи. Место предмета На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)