Охрана здоровья

Охрана здоровья
Введение
«Чтобы сделать ребѐнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо
Известно, что существующая в нашей стране система образования не способствует сохранению и
укреплению здоровья школьников. Это часто связано с завышенным объемом и интенсивностью
учебных программ, невысоким качеством полиграфического оформления учебников,
несоответствием школьной мебели санитарно-гигиеническим нормам, отсутствием полноценного
питания, значительным увеличением длительности выполнения учащимися домашних заданий.
Интенсификация учебного процесса и его организация, основанная на преобладании статических
нагрузок, способствуют искусственному сокращению объема произвольной двигательной активности
учащихся. В школах широко практикуется неоправданное освобождение учащихся от уроков
физической культуры, слабо внедряются «малые формы» физического воспитания (физкультурные
паузы, подвижные перемены и т.п.).
В результате перечисленных выше и ряда других социально-экономических причин состояние
здоровья современных школьников находится на очень низком уровне. В последние годы резко
увеличилось количество детей, имеющих аномалии в физическом и психическом развитии. Сегодня
лишь 4-10 % выпускников общеобразовательных школ могут считаться абсолютно здоровыми
[письмо].
Сегодня нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных
занятий, особенно для детей младшего возраста, когда происходит формирование жизненных
привычек и интересов. Активный образ жизни, спорт должны стать нормой российского общества,
«модным трендом» среди молодежи, начиная с раннего возраста.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни
в процессе обучения и воспитания являются неотъемлемыми составляющими образовательного
процесса, входят в число первостепенных задач образовательных учреждений. Развитие и
совершенствование сопровождающей законодательной и нормативной базы будут способствовать
эффективной реализации приоритетов государственной политики в сфере сохранения и укрепления
здоровья подрастающего поколения нашей страны.
В нашей стране забота о детях - дело поистине всенародное. Фундамент здоровья человека
закладывается в школе. Проведение комплексных мероприятий, направленных на охрану здоровья
школьников, является всенародным делом.
Целью моей работы является изучение проблемы охраны здоровья обучающихся.
Главной задаче, которую я перед собой ставлю, является изучение важности охраны здоровья
школьников в современных школах и ее соответствие санитарным требованиям.

Глава 1. Охрана здоровья учащихся в образовательном
учреждении
1. Понятие здоровья детей и подростков

По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это не только отсутствие
болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального
благополучия.»[http://www.elitarium.ru/]
Здоровье - это нормальное состояние организма человека, означающее его оптимальную
саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие между его функциями и
внешней средой".
Современные условия социально-экономического развития страны инициировали ряд явлений,
негативно отражающихся на состоянии здоровья детей и подростков. Эта ситуация обострилась в
результате процессов социально-политического и экономического реформирования, начальные
этапы которого неизбежно связаны с разрушением сложившейся ранее инфраструктуры сохранения
и укрепления здоровья детей и подростков.
Здоровье современных детей и подростков формируется под воздействием комплекса факторов,
важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические,
социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и
так далее).
Важно отметить роль, так называемых управляемых факторов - окружающей среды и санитарногигиенических условий, то есть факторов, влияющих на жизнь, здоровье и образование школьников.
При этом необходимо подчеркнуть, что 20 процентов факторов приходится на условия
внутришкольной среды, так как большую часть дня (более 70 процентов времени) школьники
проводят в стенах школы.
Поэтому необходимо, чтобы все то, что формирует эту среду, включая школьные занятия,
находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и
особенностям детей и подростков.
Именно о школьном периоде можно сказать, что в этот период формируется потенциал здоровья на
всю жизнь. И чрезвычайно важно то обстоятельство, что на этот "потенциал здоровья" можно
оказывать воздействие. Здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и
утрачивается в процессе воспитания человека.
Состояние здоровья детей и подростков, сохранение здоровья будущих матерей и отцов является
общегосударственной задачей, требующей комплексного стратегического решения.
Значительное место в осмыслении и решении этой задачи принадлежит системе образования.

2. Условия необходимые для формирования здорового образа
жизни у детей
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностномотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических
возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в
сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем
вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие
составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических
веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;

- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения,
употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья,
которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о
школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить,
употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого
делать. Иначе говоря, главное – профилактика.
Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим.
Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом
гипотензии и гиподинамии, и это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что
основная причина многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность.
Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своего бодрствования
старшеклассники вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач,
компьютерные игры усугубили обездвиженность детей и подростков.
Два урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. В тоже
время нередки и случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями.
В настоящее время имеется обширная литература, посвященная теоретическим и методическим
вопросам оптимизации двигательной деятельности детей и подростков, разработан и практически
апробирован ряд оздоровительных систем занятий физическими упражнениями, обладающих
доступностью, простотой реализации, объяснимой эффективностью.
Следующему фактор здорового образа жизни, влияющий на здоровье человека – питание.
В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание
обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение
здоровья.
Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма.
Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм
обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным
фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.
При организации питания необходимо учитывать особенности развития и функционирования
пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также
потребность организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким
нарушениям, как в количественном, так и в качественном составе пищи.
В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны быть
положены следующие основные принципы:
1. Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени - главное условие, с которого
необходимо начинать организацию питания ребенка.
2. Питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям
организма в конкретный возрастной период.
3. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны
находиться в определенном соотношении между собой.

4. Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья,
реакции на пищу и другое.
Правильное, полноценное и рациональное питание должно быть возведено в ранг культа - один из
китов фундамента здорового человека.
Еще один фактор здорового образа жизни – правильная одежда.
Гигиенические требования, предъявляемые к одежде, направлены в первую очередь на обеспечение
нормального тепло- и газообмена организма с окружающей средой, оптимального уровня
температуры тела и кожи, влажность кожи, кожного дыхания. Достижение этих требований может
быть обеспечено использованием для одежды материалов с определенными физическими
свойствами, такими как, воздухопроницаемость, теплопроводность, влагопроводность,
электроизуемость.
Следует с самого раннего возраста воспитывать у детей гигиенические навыки ухода за своей
одеждой.
Подбирать обувь лучше всего точно по размеру: не слишком тесную, но и не на вырост. Тесная обувь
причиняет боль, затрудняет походку, нарушает рост и форму стоп. Необходимо воспитывать у детей
бережное отношение к одежде и обуви.
Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Для
поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости
к жизни.
Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает
эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и
физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли
укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению
самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья.
Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается
более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное,
напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.
Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что
молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям.
Следовательно, здоровый образ жизни формировать необходимо начиная с детского возраста, тогда
забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

Глава 2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
2.1. Санитарно-эпидемиологические требования
Что такое СанПиН? Санитарно — эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН —
охватывают огромную сферу воздействия. Их требования должны учитываться при разработке
СНиП, технической и нормативной документации и согласовываться с Госсанэпидслужбой России.
Эти правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами, предприятиями,
должностными лицами и гражданами. Санитарные нормы и правила предъявляют серьезные
требования к обеспечению условий жизнедеятельности человека и устанавливают норму
безопасности факторов среды его обитания.
Требования СанПиН распространяются на действующие производства и на проектирование и
эксплуатацию строящихся зданий и предприятий. Санитарно-защитная зона является элементом
любого учреждения или объекта. Так же предъявляются требования к объектам выделения в

окружающую среду вредных веществ и источникам повышенного выделения шума,
электромагнитных волн, инфразвука, статического электричества.
Санитарные правила устанавливают требования к качеству потребляемой воды и источникам
водоснабжения; к размещению и эксплуатации лечебных заведений; обеспечению качества
атмосферного воздуха вблизи населенных мест; условиям проводимого обучения в
общеобразовательных заведениях; гигиенические требования к безопасности продуктов и их
пищевой ценности.
Спектр деятельности СанПин огромен и на каждую сферу деятельности разработаны специальные
нормативы. Незнание или несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований влечет за собой
административное наказание в виде штрафа.[http://www.debotaniki.ru/]
Рассмотрим основные требования предъявляемые СанПиНом к образовательным учреждениям,
которые непосредственно связаны с охраной здоровья обучающихся.
1.Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений.
- Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости
общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено
(реконструировано) здание.
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и
другими) в соответствии с его ростом.
- В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды
ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы
аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки
или скамейки вместо стульев не используют.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и
соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
- Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть
школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время
обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен
составлять 7–15º. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей
плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го
номера.
Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям,
приведенным (приложение1).
Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая
маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде
круга или полос.
- Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске,
большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.
Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от
наружной стены.
Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при
трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у
обучающихся с первых дней посещения занятий.
2. Требования к воздушно-тепловому режиму.
- Здания общеобразовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и
вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и
общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.
Паровое отопление в учреждениях не используется.
При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть
безвредны для здоровья детей.
Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.
Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с
инфракрасным излучением.
- Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах,
кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке,
вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24° С; в спортзале и комнатах для проведения
секционных занятий, мастерских - 17-20°С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений
дошкольного образования и пришкольного интерната, - 20- 24°С; медицинских кабинетах,
раздевальных комнатах спортивного зала - 20-22°С, душевых - 25°С.
Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены
бытовыми термометрами.
- Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения
должна поддерживаться температура не ниже 15 °С.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До
начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных
помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями,
направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая
длительность сквозного проветривания. (Приложение 2).
3. Требования к естественному и искусственному освещению.
Естественное освещение.
- Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими
требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных
зданий.
- Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые,
туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения,
радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и
канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие
помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий;
помещения для хранения дезинфекционных средств.
- В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение.
При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета,
высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

Искусственное освещение.
- Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной
освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному,
совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
- В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками.
Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения:
белый, теплобелый, естественно-белый.
Светильники и торшеры, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны
обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем
дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого
рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.
- Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания для
общего освещения.
4. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.
- Оптимальный возраст начала школьного обучения – не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей
8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1
сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать
25 человек.(20 в сельской местности)
- Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в
условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с
соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса
для детей дошкольного возраста.
- Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане
рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
- Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение
проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов
компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.
- Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного
учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через
урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3.
- Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной
недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:


для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5
уроков, за счет урока физической культуры;





для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока
физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе;
для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков;
для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.
Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных
уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать
перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
- Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности
обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
- При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в
течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика,
русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки,
изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени
образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными
предметами.
Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2- 4 классов
- 2-3 уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4 уроках.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы
рекомендуется проводить на 2-4 уроках.
- Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за
исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10. настоящих
санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна
превышать 40 минут.
Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 6080 %.
- Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:





учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по
3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый;
январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый);
рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы
продолжительностью не менее 40 минут;

- для посещающих группу продленного дня, необходима организация дневного сна (не менее 1 часа),
3-х разового питания и прогулок;



обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме
обучении.

- Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в
течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
- Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены
(после 2 или 3 уроков) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3
уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью, при проведении
ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены
до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов
деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.
- Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в
помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для
проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
- С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует
проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.( Приложение 3)
- Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением
контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной
деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4
классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. Расстояние от глаз до
тетради или книги должно составлять не менее 25-35см у обучающихся 1-4 классов и не менее 30-45
см - у обучающихся 5-11 классов.
- Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном
процессе может обеспечиваться за счет:






физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);
организованных подвижных игр на переменах;
спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий,
дней здоровья,
самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

- Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях
спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать
возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям
(если они организованы на открытом воздухе).

2.2. Рекомендации к учебному процессу поСанПиНу
1. Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся
В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья, необходимо с первых дней
обучения в общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую
позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в
первых классах.
Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося
мебелью, в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий
правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать
корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться
на пол, предплечья свободно лежать на столе.
При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре
на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.
Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы
рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.
Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки и подчеркивает, что нельзя
опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться

длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на
тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.
При овладении навыкам письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при
объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцовопоясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной
посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в
случае необходимости.
В учебном кабинете следует поместить таблицу «Правильно сиди при письме», чтобы обучающиеся
всегда имели еѐ перед глазами. Вместе с тем, обучающимся необходимо показать таблицы,
демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка
определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и
систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник
должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.
Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых
трех-четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот
навык, а также и в последующие годы обучения.
Учитель, при сотрудничестве с родителями, может дать рекомендации по выбору ранца для
учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен
быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную
формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное
распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с
водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.
Необходимо научить ребенка следить за осанкой. От нее зависит не только стройность фигуры, но и
здоровье. При хорошей осанке внутренние органы находятся в правильном положении, что является
одним из важных условий их нормальной работы.
Для профилактики нарушений осанки можно использовать комплекс упражнений в
речитативах.(Приложение 3)
2. Гигиенические рекомендации к расписанию уроков.
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум
умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В
эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших
психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы
должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования - на 2, 3, 4
уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень
нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков
включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3
настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в
большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные
работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны
группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов
необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета
ранжируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После
уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме
всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
2. Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня.
Комплектовать группы продленного дня рекомендуется из обучающихся одного класса, либо
параллельных классов. Пребывание обучающихся в группе продленного дня, одновременно с
образовательным процессом, может охватывать период времени пребывания обучающихся в
общеобразовательном учреждении с 8.00-8.30 до 18-19.00. часов.
Помещения групп продленного дня для обучающихся I-VIII классов целесообразно размещать в
пределах соответствующих учебных секций, включая рекреации.
Рекомендуется для обучающихся первых классов группы продленного дня выделять спальные
помещения и игровые комнаты. При отсутствии в общеобразовательном учреждении специальных
помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения,
объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные
кровати.
Для обучающихся II—VIII классов, в зависимости от конкретных возможностей, рекомендуется
выделить закрепленные помещения для организации игровой деятельности, кружковой работы,
занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.
3. Режим дня.
Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения
работоспособности обучающихся, посещающих группы продленного дня, необходима рациональная
организация режима дня, начиная с момента прихода в общеобразовательное учреждение, и широкое
проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для
обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся II-III классов, самоподготовка, общественнополезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных
мероприятий.
Отдых на свежем воздухе. После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении
для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий,
организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится на
свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки:
- до обеда, длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в школе;
- перед самоподготовкой, в течение часа.
Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими
упражнениями. В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2
раза в неделю. В теплое время года рекомендуется организовать занятия легкой атлетикой,
волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе.
Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом.
В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.

Местом для отдыха на свежем воздухе и проведение спортивного часа может быть пришкольный
участок или специально оборудованные площадки. Кроме того, для этих целей могут быть
использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы.
4. Подготовка домашних заданий.
При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие
рекомендации:
- приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью,
соответствующей росту обучающихся;
- начинать самоподготовку в 15-16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический
подъем работоспособности;
- ограничивать длительность выполнения домашних задании, чтобы затраты времени на выполнение
не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4-5 классах – 2 ч, в 6-8 классах - 2,5
ч, в 9-11 классах – до 3,5 ч.
- предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий,
рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;
- предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению
определенного этапа работы;
- проводить «физкультурные минутки» длительностью 1—2 минуты;
- предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы,
чтобы предоставить возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке,
читальне).
5. Внеурочная деятельность.
Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и
т.п.
Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов
деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны
составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов, и не более полутора часов в день
- для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы
ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз
в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 классов и 1,5—
для обучающихся 4-8 классов.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать
общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения
близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
5. Питание.
Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным
фактором. При организации продленного дня в общеобразовательном учреждении, должно быть
предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак - на второй или третьей перемене во
время учебных занятии; обед - в период пребывания на продленном дне в 13—14 часов, полдник - в
16—17 часов.[СанПиН]

Заключение

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI
веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает
серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье
школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При
этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные
периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Любой метод, любое средство, используемые взрослыми в целях воспитания, теряют смысл, если они
наносят ущерб здоровью. Самое универсальное из всех средств - режим. Он строится с учетом
требований и гигиены, и педагогики: точный распорядок сна и бодрствования, рациональное
питание, закаливание организма, с одной стороны, - безусловно, способствует правильному
воспитанию. В основе физического воспитания - организация физической среды. Если физическое
воспитание осуществляется правильно, оно помогает вырастить ребенка крепким, выносливым,
укрепляет силы, способствует формированию положительных моральных качеств.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом
определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система
образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его
бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие,
формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к
экзогенным факторам окружающей среды.
В данной работе рассмотрены основные условия необходимые для формирования здорового образа
жизни у детей, раскрыты понятия здоровья школьника, приведены наиболее значимые нормы
СанПиНа. И на основе проделанной работы можно сделать следующий вывод: здоровый образ жизни
не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но
если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если
мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно
надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно,
интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: ―В здоровом теле - здоровый
дух‖, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Список литературы. Приложения
Приложение 1.
Размеры мебели и ее маркировка
Номера
мебели
по
ГОСТам
11015-93
11016-93

Группа роста (в
мм)

Высота над полом
крышки края стола,
обращенного к
ученику, по ГОСТу
11015-93 (в мм)

Цвет маркировки Высота над
полом переднего
края сиденья по
ГОСТу 11016-93
(в мм)

1

1000-1150

460

Оранжевый

260

2

1150-1300

520

Фиолетовый

300

3

1300-1450

580

Желтый

340

4

1450-1600

640

Красный

380

5

1600-1750

700

Зеленый

420

6

Свыше 1750

760

Голубой

460

Приложение 2.

Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от
температуры наружного воздуха
Наружная
температура, °С
От +10 до +6
От +5 до 0
От 0 до -5
От -5 до -10
Ниже -10

Длительность проветривания помещения, мин.
в малые перемены
в большие перемены и между
сменами
4-10
25-35
3-7
20-30
2-5
15-25
1-3
10-15
1-1,5
5-10
Приложение 3.

Упражнения для профилактики нарушений осанки
Начинаем подготовку!
Выходи на тренировку!
В путь пойдем мы спозаранку,
Не забудем про осанку.
Три, четыре, раз, два.
Я хожу с осанкой гордой, Прямо голову держу, Никуда я не спешу.
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два.
Я могу и поклониться,
И присесть, и наклониться,
Повернусь туда-сюда!
Ох, прямешенька спина!
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два!
Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
Приложение 4.
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными
движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на
счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в
левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 559-84-39

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».