искуство

Искусство
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ
Изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих
целей:







развитие эмоционально-ценностного отношения к миру,явлениям жизни и
искусства;
воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной
и эмоциональной сферы, творческого потенциала;
освоение знаний об искусстве, о классическом наследии отечественного и
мирового искусства и современном творчестве; ознакомление с выдающимися
произведениями русской и зарубежной художественной культуры;
овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой
деятельности;
формирование устойчивого интереса к искусству, к художественным традициям
своего народа и достижениям мировой культуры.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих
целей:







развитие у учащихся эмоционально-ценностного, нравственно-эстетического
отношения к музыке и жизни;
воспитание и развитие слушательской культуры, способности воспринимать
содержание музыки, воплощать его в разных формах творческой деятельности;
освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах,
особенностях музыкального языка и образности, о лучших произведениях
классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных
композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
формирование устойчивого интереса к музыке, к различным формам ее
бытования;
развитие навыков самостоятельной творческой деятельности (хоровое и сольное
пение, ритмопластическое и танцевальное движение, игра на элементарных
музыкальных инструментах).

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ОСНОВЫ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО
МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ВОСПРИЯТИЯ

И

Музыка как вид искусства, способ эмоционального отражения многообразия
окружающего мира, мыслей и чувств человека. Специфика музыкального языка.
Мелодия, ритм, темп, тембр, гармония, фактура. Роль выразительных средств в создании
и исполнении музыкального произведения. Знакомство с нотной записью как средством
фиксации музыкальной речи. Интонация. Музыкальный образ и его развитие.
Оркестр и его разновидности (симфонический, камерный, духовой, эстрадно-джазовый,
оркестр народных инструментов). Выразительные возможности различных групп
инструментов. Характеристика музыкальных инструментов. Хор и его разновидности
(академический, народный). Выразительные возможности различных вокальных групп и
тембров голоса (сопрано, альт, тенор, бас и др.).
Музыкальные жанры: вокальные (песня, романс), танцевальные (вальс, мазурка, полонез,
полька, менуэт[1], марш),
вокально-инструментальные (кантата,
оратория),
инструментальные (миниатюра, пьеса-фантазия, сюита, соната,), симфонические
(симфония, поэма, программная увертюра), музыкально-театральные (опера, балет,
оперетта, мюзикл).
Музыкальная форма. Двух- и трехчастные формы. Вариации, рондо, сюита. Сонатносимфонический цикл.
Музыкальные стили, творческие направления. Классицизм, романтизм, реализм,
импрессионизм в музыке русских и зарубежных композиторов.
Народное музыкальное творчество. Фольклор как отражение жизни народа, его
истории, отношения к человеку, природе, родному краю. Основные жанры и их развитие.
Защитники Отечества в русском народном эпосе (былина, сказания и др.). Песня как
память народа, хранительница традиций, обычаев, обрядов. Народное музыкальное
творчество России в сопоставлении с народным искусством других стран.
Влияние народной, духовной и эстрадно-джазовой музыки на профессиональное
музыкальное творчество.
Духовная музыка. Религиозная тематика как отражение общечеловеческих проблем в
церковной и светской культуре. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Русская музыка. Музыкальная культура XIX-XX веков. Образ Родины, ее история и
современность в творчестве русских композиторов-классиков. Народные истоки их
музыки. Жизненный и творческий путь. Знакомство с основными произведениями
выдающихся композиторов (М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, П.И.Чайков-ский, А.П.Бородин,
Н.А.Римский-Корсаков, И.Ф.Стравинский, С.В.Рахманинов,А.Н.Скрябин, С.С.Прокофьев,
Д.Д.Шостакович, Г.В.Свиридов).
Зарубежная
музыка. Музыкальная
культура
XVIII-XX
веков.
Знакомство
с
произведениями наиболее ярких представителей зарубежной музыки. Народные истоки и
своеобразие
их
творчества
(И.-С.Бах,
В.-А.Моцарт,
Л.Бетховен, Дж.Верди,
Ж.Бизе, Ф.Шопен, И.Штраус, М.Равель, К.Дебюсси, Дж.Гершвин и др.).
Современная музыкальная культура. Традиции и новаторство в музыкальном
искусстве. Развитие основных музыкальных жанров. Основные направления
музыкального эстрадно-джазового искусства. Песенное творчество России XX века.
Молодежная музыкальная культура: жанры, стили, направления. Вкус и мода.
Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.

Музыка в семье искусств. Литературные образы в музыкальном искусстве. Отражение
музыки в литературном творчестве. Музыка и изобразительное искусство. Музыка в
драматическом театре, в кино и на телевидении. Роль музыки в искусстве хореографии.
Профессиональное и народное танцевальное творчество. Виды танца в балетном театре
(классический, народно-сценический, историко-бытовой танец). Танцы народов мира.
ОПЫТ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие и эмоциональная оценка лучших произведений классического наследия и
современности. Вокализация знакомых мелодий произведений инструментальных,
вокальных и театрально-музыкальных жанров.
Сольное, ансамблевое и хоровое пение. Исполнение и театрализация народных и
современных песен. Исполнение пластических и танцевальных движений в соответствии
с ритмом и мелодикой звучащей музыки, с ее эмоционально-образным содержанием,
жанровой спецификой.
Игра на элементарных (в том числе электронных) музыкальных инструментах.
Подбор ритмического и простейшего гармонического аккомпанемента к знакомым
мелодиям из произведений инструментальных и вокальных жанров.
Участие в театрализованных формах школьной музыкально-творческой деятельности.
Выбор сценических средств выразительности для воплощения образного и
эмоционального содержания музыки.Сценическое движение и сценическая импровизация
под музыку.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения музыкального искусства ученик должен
знать






особенности музыкального языка и образности, определяющие специфику музыки
как вида искусства;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные музыкальные инструменты;
имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные
произведения;
роль и значение музыки в синтетических видах творчества;

уметь






эмоционально-образно воспринимать содержание музыкальных произведений;
узнавать изученные произведения русских и зарубежных композиторов;
определять основные средства музыкальной выразительности;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
исполнять народные и современные песни самостоятельно, в ансамбле и в хоре;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:





высказывать собственные суждения о музыкальных произведениях;
петь и распознавать на слух знакомые мелодии изученных произведений
инструментальных и вокальных жанров;
выражать свои впечатления от прослушанных произведений в пении, в
пластическом и танцевальном движении, цветовом и графическом изображении;
участвовать в художественной жизни школы (музыкальные вечера, музыкальная
гостиная, концерт для младших школьников и др.), стремиться наполнить музыкой
свой культурный досуг.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих
целей:








развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и
ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоциональноэстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком
изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности
воспринимать его исторические и национальные особенности;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира и его преобразования; о
выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами
изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению,
воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе;
предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения,
а также психологической разгрузки и релаксации.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ОСНОВЫ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

ВОСПРИЯТИЯ

И

Изобразительное искусство и его виды. Виды живописи (станковая, монументальная,
декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры
(станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-приклад-ного
и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства
(натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).
Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи и графики.
Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст. Линейная и воздушная
перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Фактура в живописи и графике.
Ритм. Статика и динамика. Симметрия и асимметрия. Формат и композиция.
Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного
творчества, специфика его образно-символического языка в произведениях декоративноприкладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа
декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента
и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Древние образы в
произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное
развитие народных промыслов (дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово,
Городец, Хохлома).
Русское изобразительное искусство и архитектура.Художественная культура Древней
Руси. Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. Живопись, графика, скульптура
и архитектура России XVIII-XX вв. Знакомство с художественными жанрами. Стили и
направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени
(барокко, классицизм, реализм, передвижники, «Мир искусства» и др.). Вечные темы и
великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны
в станковом и монументальном искусстве. Мемориальные ансамбли. Крупнейшие
художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей,
Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Знакомство с
произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и
архитектуры (А.Рублев,
Дионисий, В.В.Растрелли,
Э.-М.Фальконе, В.И.Баженов,
Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Сури-ков, И.Е.Репин,
И.И.Шишкин,
И.И.Левитан,В.М.Васнецов,
М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, В.А.Серов,
К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский).
Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с основными
этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез изобразительных
искусств и архитектуры. Ведущие художественные музеи. Знакомство с произведениями
наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры,
выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти,
Микеланджело Буонарроти, А.Дюрер, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, К. Моне, В.Ван-Гог,
О.Роден,П.Пикассо, Ле Корбюзье).
Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве.
Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (реализм, модерн,
авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Развитие дизайна и его значение
в жизни современного общества. Вкус и мода.
Синтез искусств в архитектуре, в театре, кино, на телевидении. Роль и значение
изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Пространственновременной характер произведений синтетических искусств. Коллективный характер
творчества в синтетических искусствах.
ОПЫТ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Умения и навыки использования учащимися языка графики, живописи, скульптуры,
дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой
деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета,
моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная
перспектива, плановость). Композиция на плоскости и в пространстве.
Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц,
человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на
пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по
памяти и воображению в разных художественных техниках. Изготовление изделий в
стиле художественных промыслов.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса,
товарного знака, разворота журнала, сайта. Созданиеэскизов и моделей одежды,
мебели, транспорта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.
Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой
(предметы
быта,
одежда,
мебель,
детали
интерьера
и
др.).
Создание
фотоколлажа,мультфильма, видеофильма. Выражение в творческой деятельности
своего отношения к изображаемому – создание художественного образа.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш,
фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина,глины, коллажных техник,
бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Реализация
совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику,
декорации к школьному спектаклю, костюмы к карнавалу и др. Анализ и оценка процесса
и результатов собственного художественного творчества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать





основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень,
перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные
произведения;
наиболее крупные художественные музеи России и мира;

уметь



применять художественно-выразительные средства графики, живописи,
скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве;
определять средства выразительности при восприятии произведений;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров
изобразительного искусства;




ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать
изученные произведения;
объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах
творчества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:





для эстетической оценки явлений окружающего мира;
при восприятии произведений искусства и высказывании суждений о них;
художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные
и подручные материалы);
средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень,
перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и
живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям
литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах
(дизайн предмета, костюма, интерьера).

[1]
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 559-84-39

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».