химия

Химия
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:



освоение важнейших знаний о химической символике, химических понятиях, фактах, основных законах и
теориях;



овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также
умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических
реакций;



развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических
знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по
химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;



воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии
как к элементу общечеловеческой культуры;



применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и
материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение,
эксперимент, моделирование[1]. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.
Правила безопасного обращения с веществами, нагревательными приборами, химической посудой и
простейшим оборудованием.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в
веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по
количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
ВЕЩЕСТВО
Атомы и молекулы. Химический элемент как вид атомов. Язык химии. Знаки химических элементов, химические
формулы.
Массы атомов и молекул. Относительные атомные массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль
– единица количества вещества. Молярная масса. Молярный объем.
Вещество и его агрегатные состояния.Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси разного
агрегатного состояния: воздух, природный газ, нефть, природные воды, растворы.
Вещества простые и сложные. Качественный и количественный состав вещества. Понятие о валентности и
степени окисления. Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды
периодической системы.
Общее представление о строении атомов: ядро (протоны и нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение
электронных оболочек атомов элементов малых периодов периодической системы химических элементов Д.И.

Менделеева.
Общее представление о строении молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная
и неполярная), ионная, металлическая.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы
кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Химическая реакция. Условия возникновения и признаки протекания химических реакций. Сохранение массы
вещества при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных
веществ; постоянству или изменению степеней окисления атомов химических элементов; наличию и отсутствию
катализатора, поглощению или выделению энергии.Понятие о скорости химических реакций.
Электролитическая диссоциация веществ в процессе растворения. Электролиты и неэлектролиты. Ионы.
Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация щелочей, солей и кислот.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ
НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

ОСНОВЫ

Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.
Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Сера. Оксиды серы . Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота . Азотная кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора . Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод. Аллотропия углерода. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Оксид кремния . Кремниевая кислота. Силикаты.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ
ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
Основные сведения о химическом строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители
кислородосодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах (полиэтилен, белки).
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Человек в мире веществ: материалы и химические процессы. Химическая картина мира.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов [поваренная соль,
уксусная кислота ( столовый уксус )].
Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Применение их как топлива и сырья.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая
химическая грамотность: умение читать маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой
промышленности, соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии ученик должен
знать



химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения
химических реакций;



важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные
состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая
диссоциация;



основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь




называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;



характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в
периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом,
строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;



определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу
соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;



составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы
строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;




обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;



вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю
растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества,
объему или массе реагентов или продуктов реакции;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и
периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности
изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия
веществ; сущность реакций ионного обмена;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и
щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:




безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.

[1]
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к
уровню подготовки выпускников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 559-84-39

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».