Природоведение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение
следующих целей:
освоение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы;
представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы,
между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде;
обеспечивающих дальнейшее изучение систематических курсов
биологии, географии, физики и химии;
овладение начальными естественнонаучными умениями проводить
наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты,
формулировать выводы;
развитие способностей учеников взаимодействовать с миром
природы, желания познавать природные объекты и явления,
чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к
окружающей природе; стремления действовать в повседневном
общении с природой в соответствии с экологическими принципами
поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических
задач, связанных с повседневной жизнью: безопасное поведение в
природной среде, оказание простейших видов первой медицинской
помощи, уход за домашними животными, выращивание комнатных и
культурных растений и др.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ
Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и
явлений природы.
Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на
примере 1-2 историй конкретных открытий) [1].
Участие в практической деятельности по взаимодействию с реальными
объектами природы:развитие восприятия природных объектов с помощью
разных органов чувств, использование эмоционально-образных способов
познания природы; конструирование моделей, простейших измерительных
приборов и установок для наблюдений и опытов; изучение экологических
проблем своей местности и путей их решения.
Освоение приемов практической деятельности по изучению природных
объектов, начальных умений по поиску и обработке естественнонаучной
информации, коммуникативных умений, способов самоорганизации учебной
деятельности:
выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных
закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта;
выполнение правил безопасности при проведении практических работ;
поиск информации в справочных изданиях (в том числе на электронных
носителях, в сети Интернет); выделение в тексте терминов, описаний
наблюдений и опытов; фиксация основного содержания текста в виде плана;
заполнение предложенных таблиц;
выступление с сообщением на 2-3 минуты с использованием
естественнонаучной лексики и иллюстративного материала; корректное
ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества;
самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И
ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ
Звездное небо. Строение Солнечной системы. Представление о Солнце как
одной из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной
(Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно и др.).
Вещества в окружающем мире и их использование человеком: примеры
веществ, простые и сложные вещества, смеси. Наблюдение явлений
превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение, ржавление и
др.).
Различные физические явления (механические, тепловые, световые и др.) и
их использование в повседневной жизни. Практическое изучение нескольких
физических явлений.
Наблюдение погодных явлений. Основные характеристики погоды. Влияние
погоды на организм человека.
Разнообразие живых организмов. Причины и последствия сокращения
разнообразия живых организмов. Опыты по изучению влияния температуры,
света и влажности на растения (на примере прорастания семян или др.).
Примеры приспособления растений к недостатку и избытку влаги,
освещенности; животных – к низким и высоким температурам. Комфортные
экологические условия жизнедеятельности человека.
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.
Изучение правил безопасного поведения в природных условиях (при
сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными
животными и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой
помощи (при укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений,
кровотечениях, травмах).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения природоведения ученик должен
знать
примеры наиболее распространенных представителей культурных и
дикорастущих растений, домашних и диких животных своей местности,
в том числе редких и охраняемых видов растений и животных;
физических явлений; явлений превращения веществ; приспособления
растений к избытку и недостатку влаги; приспособления животных к
низким температурам; воздействия человека на природу;
простейшие методы изучения природы, основные характеристики
погоды, основные составляющие здорового образа жизни;
уметь
излагать результаты собственных наблюдений или опытов;
различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его
проведения и полученные результаты;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и
веществ;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-5 признакам;
использовать не менее двух источников информации по заданной
тематике;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера;
отвечать на вопросы по его содержанию;
выделять в тексте описание природных явлений;
пользоваться приборами для измерения длины, температуры и
времени;
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной
системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи
звездной карты;
определять названия растений и животных с использованием атласаопределителя;
использовать приобретенные знания
деятельности и повседневной жизни:
и
умения
в
практической
ориентироваться на местности: определять стороны горизонта с
помощью компаса и Полярной звезды;
измерять рост, температуру и массу тела;
различать наиболее распространенные в данной местности ядовитые
растения и грибы;
уметь адаптироваться к особенностям природы своей местности;
уметь оказывать первую медицинскую помощь при капиллярных
кровотечениях и несильных ушибах.
[1]
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но
не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.