1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано на основе Федеральных законов от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле», от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в соответствии с положением «Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда» утвержденного Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.10.2013 № 1077, от 01.03.2004 г. № 936 «О реализации решения коллегии Минобразования России от 01.02.2004 г. №2/2 «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской федерации», письмом Минобразования России от 23.03.2004 г. № 14-51-70/13 «О примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения». 1.2. Библиотека является структурным подразделением учреждения, участвующим в учебновоспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 1.3. Цели библиотеки учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание ценностных отношений, защита обучающихся от факторов, негативно влияющих на их интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. 1.4. Библиотека руководствуется в своей деятельности Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями департамента образования администрации Миллеровского района, Уставом учреждения, Положением о библиотеке. 1.5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются настоящим Положением и Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем учреждения. 1.7. Учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки. 1.8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями. 2.Основные задачи библиотеки 2.1. Основными задачами библиотеки являются: а) обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) обучающихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио- и видеокассет), цифровом (CDдиски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 3.Основные функции библиотеки 3.1. Для реализации основных задач библиотека: а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов учреждения: комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; аккумулирует фонд документов, создаваемых в учреждении (публикаций и работ педагогов учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.); осуществляет размещение, организацию и сохранность документов; проводит сверку фонда и электронного каталога библиотеки на предмет наличия экстремистских материалов. б) создает информационную продукцию: осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю учреждения; разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей. создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения); организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления; содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр); руководит воспитательной работой с книгой во внеурочной деятельности обучающихся. г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем обучающихся; выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях, просмотр электронных версий педагогических изданий; осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование администрации учреждения по вопросам управления образовательным процессом; поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.); способствует проведению занятий по формированию информационной культуры, является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами. д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (законных представителей) обучающихся: удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. Осуществляет выявление в библиотеке изданий ,включенных в «Федеральный список»,информирует директора школы о наличии или отсутствии в их фондах изданий включенных в «Федеральный список». Не допускает комлектования библ.-информ.фонда изданиями, входящими в «Федеральный список экстремистских материалов» опубликованный на офиц. сайте юстиции РФ. 4.Организация деятельности библиотеки 4.1.Структура библиотеки включает в себя абонемент и читальный зал. 4.2.Библиотечно-информационное обслуживание осущ-ся на основе библ.-информац.ресурсов в соответствии с планом работы учреждения,программаи,проектами и планом работы библиотеки. 4.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах выделенных с редств, выделяемых учредителем, учреждение обеспечивает библиотеку: гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов; необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионноактивных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями Сан ПиН; современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировальномножительной техникой и необходимыми программными продуктами; ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 4.4.Учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 4.5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебнометодических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель учреждения в соответствии с Уставом учреждения. 4.6. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение: двух часов времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы. 4.7.В целях обеспечения рационального использования информац.ресурсов в работе с обучающимися библиотека учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Р.Ф. 5. Управление. Штаты 5.1.Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом учреждения. 5.2.Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель учреждения. 5.3.Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором учреждения, обучающимися, их родителями (законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом учреждения. 5.4. Библиотекарь назначается руководителем учреждения. 5.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист по учебным фондам и школьным библиотекам. 5.6. Библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю учреждения на утверждение следующие документы: положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; планово-отчетную документацию; технологическую документацию. 5.7. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации. 5.8. Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечноинформационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки на добровольной основе. 5.9. Трудовые отношения работников библиотеки и учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о тр 6. Права и обязанности работников библиотеки 6.1. Библиотекарь имеет право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе учреждения и положения о библиотеке учреждения; б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, библиотечные уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; в) определять источники комплектования информационных ресурсов; г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой учреждения, утвержденными директором учреждения, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; е) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций и союзов. 6.2. Педагог-библиотекарь обязан: а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; б) регулярно, не реже одного раза в квартал, проводить работу по блокированию доступа с компьютеров, установленных в библиотеке, к сайтам и электронным документам, включѐнным в «Федеральный список экстремистских материалов»; в) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; г) обеспечить научную организацию фондов и каталогов; д) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; е) регулярно, (ежемесячно) проводит сверку «Федерального списка» с каталогом Библиотеки и оперативно информирует о внесѐнных изменениях директора учреждения. Факт сверки фиксируется Актом о сверке фонда и в Журнале сверки «Федерального списка» с фондом Библиотеки.) з) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; и) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой учреждения. 7. Права и обязанности пользователей библиотеки 7.1.Пользователи библиотеки имеют право: а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; д) продлевать срок пользования документами; е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием; з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой. 7.2. Пользователи библиотеки обязаны: а) соблюдать правила пользования библиотекой; б) бережно относится к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки; е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1 класса); ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными; и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в учреждении. 7.3.Порядок пользования библиотекой: а) запись обучающихся учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников учреждения, родителей (законных представителей) обучающихся – по паспорту; б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно; в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 7.4.Порядок пользования абонементом: а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; б) максимальные сроки пользования документами: учебники, учебные пособия – учебный год; научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц; периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней; в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 7.5.Порядок пользования читальным залом: а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; б) энциклопедии, справочники, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале. 7.6.Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотек а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится в присутствии сотрудника библиотеки; б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки; г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату; д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.