Положение о работе школьной библиотеки

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано на основе Федеральных законов от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ
«О библиотечном деле», от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от
25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в соответствии с
положением «Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда» утвержденного
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.10.2013 № 1077, от 01.03.2004 г. №
936 «О реализации решения коллегии Минобразования России от 01.02.2004 г. №2/2 «Об основных
направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования
Российской федерации», письмом Минобразования России от 23.03.2004 г. № 14-51-70/13 «О
примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения».
1.2. Библиотека является структурным подразделением учреждения, участвующим в учебновоспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.3. Цели библиотеки учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения:
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного
минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание
основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных
программ, воспитание ценностных отношений, защита обучающихся от факторов, негативно
влияющих на их интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
1.4. Библиотека руководствуется в своей деятельности Федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, решениями департамента образования администрации
Миллеровского района, Уставом учреждения, Положением о библиотеке.
1.5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного
развития личности.
1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их
предоставления определяются настоящим Положением и Правилами пользования библиотекой,
утвержденными руководителем учреждения.
1.7. Учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного
обслуживания библиотеки.
1.8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими
требованиями.
2.Основные задачи библиотеки
2.1. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим
работникам, родителям (законным представителям) обучающихся (далее – пользователям) –
доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования
библиотечно-информационных ресурсов учреждения на различных носителях: бумажном (книжный
фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио- и видеокассет), цифровом (CDдиски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося,
развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и
критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.

3.Основные функции библиотеки
3.1. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов учреждения:
комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации;
пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других
учреждений и организаций;
аккумулирует фонд документов, создаваемых в учреждении (публикаций и работ педагогов
учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.); осуществляет размещение,
организацию и сохранность документов; проводит сверку фонда и электронного каталога
библиотеки на предмет наличия экстремистских материалов.
б) создает информационную продукцию:
осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю учреждения;
разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов
и информационных потребностей.
создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с
опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации,
содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной,
самообразовательной и досуговой деятельности;
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры
личности,

содействует развитию критического мышления; содействует членам педагогического коллектива и
администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр
видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр);
руководит воспитательной работой с книгой во внеурочной деятельности обучающихся. г) осуществляет
дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: выявляет
информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем
обучающихся;
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и
новых технологий;
содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы учреждения,
осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях, просмотр электронных версий
педагогических изданий;
осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций),
информирование администрации учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов
(документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);
способствует проведению занятий по формированию информационной культуры, является базой для
проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами.
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (законных
представителей) обучающихся:
удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
Осуществляет выявление в библиотеке изданий ,включенных в «Федеральный список»,информирует
директора школы о наличии или отсутствии в их фондах изданий включенных в «Федеральный список».
Не допускает комлектования библ.-информ.фонда изданиями, входящими в «Федеральный список
экстремистских материалов» опубликованный на офиц. сайте юстиции РФ.

4.Организация деятельности библиотеки
4.1.Структура библиотеки включает в себя абонемент и читальный зал.
4.2.Библиотечно-информационное обслуживание осущ-ся на основе библ.-информац.ресурсов в
соответствии с планом работы учреждения,программаи,проектами и планом работы библиотеки.
4.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах
выделенных с редств, выделяемых учредителем, учреждение обеспечивает библиотеку:
гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов;
необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки
и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности,

запыленности помещения, коррозионноактивных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии
с положениями Сан ПиН;
современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировальномножительной
техникой и необходимыми программными продуктами; ремонтом и сервисным обслуживанием техники и
оборудования библиотеки; библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.4.Учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
4.5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки,
комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебнометодических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель
учреждения в соответствии с Уставом учреждения.
4.6. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего
распорядка учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение: двух
часов времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы.
4.7.В целях обеспечения рационального использования информац.ресурсов в работе с обучающимися
библиотека учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Р.Ф.

5. Управление. Штаты
5.1.Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
Уставом учреждения.
5.2.Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель учреждения.
5.3.Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей
компетенции перед директором учреждения, обучающимися, их родителями (законными представителями)
за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом учреждения.
5.4. Библиотекарь назначается руководителем учреждения.
5.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист по учебным фондам
и школьным библиотекам.
5.6. Библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю учреждения на утверждение следующие
документы: положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; планово-отчетную документацию;
технологическую документацию.
5.7. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку,
соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.
5.8. Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечноинформационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки на добровольной
основе.
5.9. Трудовые отношения работников библиотеки и учреждения регулируются трудовым договором,
условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о тр

6. Права и обязанности работников библиотеки
6.1. Библиотекарь имеет право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами,
указанными в Уставе учреждения и положения о библиотеке учреждения;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, библиотечные уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой учреждения, утвержденными
директором учреждения, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
е) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных
ассоциаций и союзов.
6.2. Педагог-библиотекарь обязан:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
б) регулярно, не реже одного раза в квартал, проводить работу по блокированию доступа с
компьютеров, установленных в библиотеке, к сайтам и электронным документам, включѐнным в
«Федеральный список экстремистских материалов»;
в) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
г) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
д) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных
изданий, образовательными программами учреждения, интересами, потребностями и запросами
всех категорий пользователей;
е) регулярно, (ежемесячно) проводит сверку «Федерального списка» с каталогом Библиотеки и
оперативно информирует о внесѐнных изменениях директора учреждения. Факт сверки
фиксируется Актом о сверке фонда и в Журнале сверки «Федерального списка» с фондом
Библиотеки.)
з) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
и) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
учреждения.

7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1.Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых библиотекой услугах;

б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе
фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях
при пользовании электронным и иным оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относится к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в
книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию,
инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения
карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение:
обучающиеся 1 класса);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в учреждении.
7.3.Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в
индивидуальном порядке, педагогических и иных работников учреждения, родителей (законных
представителей) обучающихся – по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки
и их возвращения в библиотеку.
7.4.Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов
одновременно;

б) максимальные сроки пользования документами: учебники, учебные пособия – учебный год;
научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц;
периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со
стороны других пользователей.
7.5.Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы
выдаются только для работы в читальном зале.
7.6.Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотек
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится в присутствии
сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после
предварительного тестирования его работником библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику
библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим
требованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 559-84-39

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».