Положение о педагоге психологе —

творческих способностей детей, созданию позитивной мотивации к обучению,
определению психологических причин нарушения личностного и социального
развития у детей, подростков и молодежи, занимается профилактикой подобных
нарушений.
Назначение на должность педагога-психолога определяется на основании документов
об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно действующим
нормативам в системе образования Российской Федерации.
-Положение утверждается приказом директора школы.
-Педагог – психолог подчиняется непосредственно директору школы.
-Ответственность за работу педагог- психолог оставляет за собой.
Педагог-психолог:
-работает по графику, составленному, исходя из 30-часовой рабочей недели, и
утвержденному директором школы;
- планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть.
План утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого
периода.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
1. В соответствии со ст. 1.1 закона Российской Федерации “Об образовании”, под
образованием в настоящем Положении понимается целенаправленный процесс
воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,
сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)
установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
2. В своей деятельности педагог-психолог исходит из необходимости реализации как
образовательных, так и социальных целей системы образования.
Образовательная цель – это приобретение обучающимися необходимых знаний и
навыков для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
Социальная цель – это помощь обучающимся и воспитанникам в определении своих
возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи,
толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к
активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой
личности.
3. Целью деятельности педагога-психолога являются:
 содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного
учреждения в создании социальной ситуации развития, соответствующей
индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей
психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся,
воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников
и других участников образовательного процесса;
 содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных
учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для
получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
4. К основным задачам относятся:

• систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и
динамики его психического развития в процессе школьного обучения;
• создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся
и их успешного обучения;
• реализация возможностей, резервов развития каждого возраста, содействующих
личностному росту и раскрытию творческого потенциала обучающихся;
• оказание своевременной психологической помощи и поддержки обучающимся, их
родителям, педагогам;
• психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных
проблем и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения;
• формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
• содействие педагогическому коллективу в гармонизации социальнопсихологического климата в классных коллективах;
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом
здоровье, а также развитии обучающихся;
• участие совместно с педагогическим коллективом в подготовке и создании
психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного
образования;
• содействие в обеспечении деятельности педагогических работников научнометодическими материалами и разработками в области психологии.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
1. Педагог-психолог является равноправным членом педагогического коллектива
образовательного учреждения. Он принимает участие в работе педсоветов,
педагогических консилиумов, методических объединений и др.
2. Для организации работы педагога-психолога создается психологический кабинет.
Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем
необходимые условия для проведения диагностической. консультативной,
развивающей и коррекционной работы с детьми и взрослыми, и оснащен
соответствующим оборудованием. Оформление и содержание кабинета в
образовательном учреждении оплачивается педагогу-психологу в соответствии с
нормативами, установленными для педагогов-предметников.
3. График работы педагога-психолога согласовывается с администрацией. Пpи
составлении графика учитывается необходимость работы по повышению
квалификации.
4. На время отсутствия психолога (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) его
обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой
квалификацией.
5. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, дополнительной
учебной нагрузки решаются в соответствии с нормативными документами
Министерства образования России.

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

1. Прикладное – психологическое сопровождение образовательного процесса, включая
участие в составлении программы развития образовательного учреждения,
образовательных программ, создании учебников и учебных пособий, разработке
психологических оснований дидактических и методических материалов.
2. Практическое – непосредственная работа педагога-психолога в образовательном
учреждении.
Непосредственная задача деятельности педагога-психолога – работа с детьми,
родителями (их законными представителями), учителями, воспитателями,
администрацией образовательного учреждения и др.
В рамках практического направления обеспечивается изучение особенностей детей,
подростков и молодежи, их интересов, способностей и склонностей с целью
реализации принципа индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания,
оказания помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
V. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
1. Психологическое просвещение и психологическая профилактика
Данный вид деятельности осуществляется педагог-психологом и определяется
необходимостью формирования у педагогов, учителей, воспитателей, администрации
образовательного учреждения, родителей (лиц, их заменяющих), а также детей,
подростков и молодежи потребности в психологических знаниях, желания
использовать их в интересах собственного развития, создания условий для
полноценного личностного развития и самоопределения на каждом возрастном этапе,
своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и
развитии интеллекта.
В русле психопрофилактического направления педагоги-психологи осуществляют
следующие конкретные мероприятия:
1. Проводят работу по адаптации детей в школе.
2. Проводят обследование ребенка по определению уровня интеллектуального развития
с целью выявления детей с отклонениями в развитии и оказания своевременной
коррекционно-развивающей помощи.
3. Участвуют в приеме детей в первые классы, определяют психологическую
готовность к школьному обучению с целью раннего выявления возможных
отклонений и их коррекции; предлагают родителям методы занятий с ребенком для
ликвидации пробелов в подготовке к школе; совместно с учителями намечают
программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к
школьному обучению и обеспечению всестороннего и гармонического развития в
процессе школьного обучения.
4. Проводят психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в
неполную среднюю и из неполной средней в среднюю общеобразовательную и
профессиональную, намечая совместно с учителями, воспитателями, родителями
программу индивидуальной готовности к обучению на новом этапе.
5. Ведут работы по созданию благоприятного психологического климата в
образовательном учреждении:
 оптимизируют формы общения в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый,
взрослый - ребенок, ребенок - ребенок);

консультируют педагогов, воспитателей и других работников по широкому кругу
профессиональных и личностных проблем.
6. Проводят анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных
мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия
возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.


2. Психологическая диагностика
Основной задачей данного вида деятельности является диагностика развития
личности детей, подростков и молодежи, углубленное психолого-педагогическое
изучение обучающихся на протяжении всего периода от дошкольного детства до
самостоятельного выхода в жизнь, определение индивидуальных особенностей и
склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и
воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и
механизмов нарушений в обучении и развитии.
Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и
с группами детей, подростков и молодежи.
В русле психодиагностического направления педагоги-психологи решают следующие
конкретные задачи:
1. Пpоводят в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью
определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным
нормативам.
2. Пpоводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с
целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы,
помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
3. Пpоводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляют
психологические причины нарушений общения.
3. Психологическая коррекция
Данный вид деятельности предполагает активное воздействие педагога-психолога на
процесс формирования личности и сохранение индивидуальности детей, подростков
и молодежи. Этот вид деятельности определяется необходимостью обеспечения
соответствия развития детей, подростков и молодежи возрастным нормативам,
оказания помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и
обучения детей, подростков и молодежи, в развитии их способностей и склонностей.
Особое место в данном направлении занимает совместная деятельность педагогапсихолога по разработке коррекционных программ совместно с другими
специалистами: дефектологами, логопедами, медицинскими работниками,
социальными педагогами и др. – в процессе обучения и воспитания, в коррекции
поведения детей.
Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, подростков и молодежи,
определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят строго
индивидуальный, конкретный характер.
В ходе психокоррекционной работы:
1. Психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в осуществлении
программ, направленных на развитие, как отдельных сторон психического развития,
так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном
этапе.

2. Психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в осуществлении
программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом
развитии ребенка
3. Развивающая и психокоppекционная работа может проводиться:
 в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми;
 в процессе специальной работы психолога с группами детей;
 в русле воспитательных мероприятий;
 в формах, подразумевающих участие родителей и других родственников ребенка.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда
отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения
центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют
применения более строгих мер административно - воспитательного характера, что
устанавливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях, когда
выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую,
дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем
самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен
специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или
консультанта.

1.

2.

3.

4.

4. Консультативная деятельность
Данный вид деятельности направлен на консультирование взрослых и детей по
вопросам развития, обучения, воспитания в условиях образовательного учреждения.
В русле консультативной деятельности педагог-психолог консультирует родителей
(законных представителей), администрацию учреждений образования, учителей по
проблемам обучения и воспитания детей, подростков и молодежи в русле педагогики
сотрудничества, проводят индивидуальное или групповое консультирование
участников образовательного процесса по проблемам обучения, личностного
развития, жизненного и профессионального самоопределения, по проблемам
общения.
В русле консультативного направления педагоги-психологи решают следующие
конкретные задачи:
Консультиpуют администрацию образовательного учреждения, учителей,
воспитателей, родителей, мастеров по проблемам психологии обучения и воспитания
детей, психологической основы педагогики сотрудничества.
Пpоводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам
обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения,
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.
Способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей,
представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых
консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общих и классных
родительских собраниях, чтением лекций и др.
Выступают в качестве экспертов - консультантов при решении вопросов о
психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам
народных судов, органов опеки и попечительства и др. с целью вынесения
соответствующими инстанциями обоснованных решений, связанных с определением
возможных изменений в судьбе ребенка (направление в специальные учебновоспитательные учреждения, лишение родительских прав, усыновление и т.п.)

5. В качестве консультантов принимают участие в планировании учебновоспитательных мероприятий на основании психологических особенностей детей как
возрастных, так и обусловленных условиями воспитания в конкретном детском
учреждении, по вопросам организации самоуправления.

VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагог-психолог, как и
любой специалист службы практической психологии образования Российской
Федерации, несет персональную профессиональную ответственность за
объективность психологического заключения, адекватность используемых
диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций,
конфиденциальность информации.
2. Педагог-психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований,
документации в соответствии с формами установленного образца.
3. Педагог-психолог несет профессиональную ответственность за проведение своих
работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.













4. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог:
руководствуется законодательством Российской Федерации и распоряжениями
Президента Российской Федерации, правительственными и нормативными
документами федерального уровня по соответствующим типам учреждений
образования, настоящим Положением, приказами и инструкциями Минобразования
России, а также документами, приказами и распоряжениями органов управления
образованием субъектов Российской Федерации;
рассматривает вопросы и принимает решения строго в границах своей
профессиональной компетенции, не берет на себя решение вопросов, не выполнимых
с точки зрения современных требований психологической науки и практики, а также
находящихся в компетенции представителей других специальностей (медицина,
дефектология, социальная сфера и др.);
повышает свой профессиональный уровень, изучая новейшие достижения
психологической науки и практики, знает основы возрастной, педагогической
психологии и принципы организации Службы практической психологии в системе
образования;
применяет современные научно обоснованные методы диагностической,
развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы;
препятствует проведению диагностической, психокоррекционной и других видов
психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими
соответствующей профессиональной подготовкой;
в решении всех вопросов исходит из интересов ребенка, задач его полноценного
психического и физического развития;
выполняет распоряжения и указания соответствующих органов управления
образованием, администрации учреждения образования и специалистов
соответствующих органов общественного самоуправления, если их выполнение
























обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и
средств;
оказывает необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу в
решении основных проблем образовательного процесса, оказывает необходимую и
возможную помощь детям и подросткам в решении их индивидуальных проблем,
содействует развитию психологической грамотности родителей (законных
представителей) в вопросах детской и возрастной психологии;
соблюдает конфиденциальность имеющейся информации, не распространяет
сведения, полученные в результате психодиагностической и консультативной
работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления
педагогического аспекта психокоррекции или может нанести ущерб обучающемуся,
воспитаннику или его окружению;
ведет запись и регистрацию всех видов психологической деятельности в
соответствии с предлагаемыми образцами отчетной документации.
5. В своей деятельности педагог-психолог имеет право:
рабочее время педагога-психолога организуется с учетом норм практической
психологической деятельности с детьми разных возрастов и различными категориями
взрослых;
на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных законом “0б
образовании” и соответствующими распоряжениями Правительства Российской
Федерации, действующих для специалистов системы образования
(продолжительность отпуска, пенсионные гарантии, доплата на приобретение
книгопечатной продукции и др.);
иметь учебную и факультативную нагрузку в объеме до 360 часов в год;
самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми,
выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения
различных видов работ, выделяя приоритетные направления;
на создание условий со стороны администрации образовательного учреждения,
необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти
распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его
деятельности, определяемым настоящим Положением;
знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной
деятельности;
обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения
необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей и подростков, а
также по вопросам их социального положения и прочих;
участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и
административных советов учреждения образования, в работе Психолого – медико педагогических консилиума образовательного учреждения, областной Психолого –
медико - педагогической комиссии, комиссий по опеке и попечительству и других,
решающих судьбу ребенка. В случае несогласия с решением указанных органов
педагог-психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения
соответствующих инстанций;
участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и
других видов профессиональной деятельности, оценке их эффективности;









проводить в учреждениях образования групповые и индивидуальные обследования и
эксперименты, направленные на решение конкретных вопросов процесса
образования, воспитания и развития личности обучающихся;
вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных
психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений;
выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научных и научнопопулярных газетах, журналах и пр.;
обращаться в случае необходимости через руководство с ходатайствами в
соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью обучающимся
(изменение режима работы родителей, санаторно-курортное обеспечение и т. п.);
обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным
самоопределением школьников.
VII. Документация педагога-психолога
Психолог должен иметь:
• перспективные планы работы на год, месяц, отражающие основные идеи и задачи
психологической работы;
• заключения по протоколам обследований и диагностики учащихся;
• план развития кабинета;
• анализ работы психолога;
• журнал консультаций учащихся, их родителей, педагогов;
• журнал учёта групповой и индивидуальной работы с учащимися;
• график работы, график консультаций.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 559-84-39

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».