творческих способностей детей, созданию позитивной мотивации к обучению, определению психологических причин нарушения личностного и социального развития у детей, подростков и молодежи, занимается профилактикой подобных нарушений. Назначение на должность педагога-психолога определяется на основании документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно действующим нормативам в системе образования Российской Федерации. -Положение утверждается приказом директора школы. -Педагог – психолог подчиняется непосредственно директору школы. -Ответственность за работу педагог- психолог оставляет за собой. Педагог-психолог: -работает по графику, составленному, исходя из 30-часовой рабочей недели, и утвержденному директором школы; - планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. В соответствии со ст. 1.1 закона Российской Федерации “Об образовании”, под образованием в настоящем Положении понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). 2. В своей деятельности педагог-психолог исходит из необходимости реализации как образовательных, так и социальных целей системы образования. Образовательная цель – это приобретение обучающимися необходимых знаний и навыков для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни. Социальная цель – это помощь обучающимся и воспитанникам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности. 3. Целью деятельности педагога-психолога являются: содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса; содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни. 4. К основным задачам относятся: • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения; • создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения; • реализация возможностей, резервов развития каждого возраста, содействующих личностному росту и раскрытию творческого потенциала обучающихся; • оказание своевременной психологической помощи и поддержки обучающимся, их родителям, педагогам; • психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения; • формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию; • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социальнопсихологического климата в классных коллективах; • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся; • участие совместно с педагогическим коллективом в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования; • содействие в обеспечении деятельности педагогических работников научнометодическими материалами и разработками в области психологии. III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 1. Педагог-психолог является равноправным членом педагогического коллектива образовательного учреждения. Он принимает участие в работе педсоветов, педагогических консилиумов, методических объединений и др. 2. Для организации работы педагога-психолога создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения диагностической. консультативной, развивающей и коррекционной работы с детьми и взрослыми, и оснащен соответствующим оборудованием. Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении оплачивается педагогу-психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников. 3. График работы педагога-психолога согласовывается с администрацией. Пpи составлении графика учитывается необходимость работы по повышению квалификации. 4. На время отсутствия психолога (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой квалификацией. 5. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, дополнительной учебной нагрузки решаются в соответствии с нормативными документами Министерства образования России. IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 1. Прикладное – психологическое сопровождение образовательного процесса, включая участие в составлении программы развития образовательного учреждения, образовательных программ, создании учебников и учебных пособий, разработке психологических оснований дидактических и методических материалов. 2. Практическое – непосредственная работа педагога-психолога в образовательном учреждении. Непосредственная задача деятельности педагога-психолога – работа с детьми, родителями (их законными представителями), учителями, воспитателями, администрацией образовательного учреждения и др. В рамках практического направления обеспечивается изучение особенностей детей, подростков и молодежи, их интересов, способностей и склонностей с целью реализации принципа индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, оказания помощи в профессиональном и личностном самоопределении. V. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 1. Психологическое просвещение и психологическая профилактика Данный вид деятельности осуществляется педагог-психологом и определяется необходимостью формирования у педагогов, учителей, воспитателей, администрации образовательного учреждения, родителей (лиц, их заменяющих), а также детей, подростков и молодежи потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. В русле психопрофилактического направления педагоги-психологи осуществляют следующие конкретные мероприятия: 1. Проводят работу по адаптации детей в школе. 2. Проводят обследование ребенка по определению уровня интеллектуального развития с целью выявления детей с отклонениями в развитии и оказания своевременной коррекционно-развивающей помощи. 3. Участвуют в приеме детей в первые классы, определяют психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего выявления возможных отклонений и их коррекции; предлагают родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к школе; совместно с учителями намечают программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечению всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения. 4. Проводят психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней в среднюю общеобразовательную и профессиональную, намечая совместно с учителями, воспитателями, родителями программу индивидуальной готовности к обучению на новом этапе. 5. Ведут работы по созданию благоприятного психологического климата в образовательном учреждении: оптимизируют формы общения в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый, взрослый - ребенок, ребенок - ребенок); консультируют педагогов, воспитателей и других работников по широкому кругу профессиональных и личностных проблем. 6. Проводят анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития. 2. Психологическая диагностика Основной задачей данного вида деятельности является диагностика развития личности детей, подростков и молодежи, углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода от дошкольного детства до самостоятельного выхода в жизнь, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении и развитии. Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и с группами детей, подростков и молодежи. В русле психодиагностического направления педагоги-психологи решают следующие конкретные задачи: 1. Пpоводят в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам. 2. Пpоводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении. 3. Пpоводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляют психологические причины нарушений общения. 3. Психологическая коррекция Данный вид деятельности предполагает активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности детей, подростков и молодежи. Этот вид деятельности определяется необходимостью обеспечения соответствия развития детей, подростков и молодежи возрастным нормативам, оказания помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, подростков и молодежи, в развитии их способностей и склонностей. Особое место в данном направлении занимает совместная деятельность педагогапсихолога по разработке коррекционных программ совместно с другими специалистами: дефектологами, логопедами, медицинскими работниками, социальными педагогами и др. – в процессе обучения и воспитания, в коррекции поведения детей. Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, подростков и молодежи, определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят строго индивидуальный, конкретный характер. В ходе психокоррекционной работы: 1. Психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в осуществлении программ, направленных на развитие, как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе. 2. Психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в осуществлении программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка 3. Развивающая и психокоppекционная работа может проводиться: в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми; в процессе специальной работы психолога с группами детей; в русле воспитательных мероприятий; в формах, подразумевающих участие родителей и других родственников ребенка. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения более строгих мер административно - воспитательного характера, что устанавливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта. 1. 2. 3. 4. 4. Консультативная деятельность Данный вид деятельности направлен на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях образовательного учреждения. В русле консультативной деятельности педагог-психолог консультирует родителей (законных представителей), администрацию учреждений образования, учителей по проблемам обучения и воспитания детей, подростков и молодежи в русле педагогики сотрудничества, проводят индивидуальное или групповое консультирование участников образовательного процесса по проблемам обучения, личностного развития, жизненного и профессионального самоопределения, по проблемам общения. В русле консультативного направления педагоги-психологи решают следующие конкретные задачи: Консультиpуют администрацию образовательного учреждения, учителей, воспитателей, родителей, мастеров по проблемам психологии обучения и воспитания детей, психологической основы педагогики сотрудничества. Пpоводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п. Способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общих и классных родительских собраниях, чтением лекций и др. Выступают в качестве экспертов - консультантов при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам народных судов, органов опеки и попечительства и др. с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений, связанных с определением возможных изменений в судьбе ребенка (направление в специальные учебновоспитательные учреждения, лишение родительских прав, усыновление и т.п.) 5. В качестве консультантов принимают участие в планировании учебновоспитательных мероприятий на основании психологических особенностей детей как возрастных, так и обусловленных условиями воспитания в конкретном детском учреждении, по вопросам организации самоуправления. VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагог-психолог, как и любой специалист службы практической психологии образования Российской Федерации, несет персональную профессиональную ответственность за объективность психологического заключения, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций, конфиденциальность информации. 2. Педагог-психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации в соответствии с формами установленного образца. 3. Педагог-психолог несет профессиональную ответственность за проведение своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции. 4. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог: руководствуется законодательством Российской Федерации и распоряжениями Президента Российской Федерации, правительственными и нормативными документами федерального уровня по соответствующим типам учреждений образования, настоящим Положением, приказами и инструкциями Минобразования России, а также документами, приказами и распоряжениями органов управления образованием субъектов Российской Федерации; рассматривает вопросы и принимает решения строго в границах своей профессиональной компетенции, не берет на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современных требований психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей (медицина, дефектология, социальная сфера и др.); повышает свой профессиональный уровень, изучая новейшие достижения психологической науки и практики, знает основы возрастной, педагогической психологии и принципы организации Службы практической психологии в системе образования; применяет современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы; препятствует проведению диагностической, психокоррекционной и других видов психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой; в решении всех вопросов исходит из интересов ребенка, задач его полноценного психического и физического развития; выполняет распоряжения и указания соответствующих органов управления образованием, администрации учреждения образования и специалистов соответствующих органов общественного самоуправления, если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств; оказывает необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу в решении основных проблем образовательного процесса, оказывает необходимую и возможную помощь детям и подросткам в решении их индивидуальных проблем, содействует развитию психологической грамотности родителей (законных представителей) в вопросах детской и возрастной психологии; соблюдает конфиденциальность имеющейся информации, не распространяет сведения, полученные в результате психодиагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции или может нанести ущерб обучающемуся, воспитаннику или его окружению; ведет запись и регистрацию всех видов психологической деятельности в соответствии с предлагаемыми образцами отчетной документации. 5. В своей деятельности педагог-психолог имеет право: рабочее время педагога-психолога организуется с учетом норм практической психологической деятельности с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых; на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных законом “0б образовании” и соответствующими распоряжениями Правительства Российской Федерации, действующих для специалистов системы образования (продолжительность отпуска, пенсионные гарантии, доплата на приобретение книгопечатной продукции и др.); иметь учебную и факультативную нагрузку в объеме до 360 часов в год; самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделяя приоритетные направления; на создание условий со стороны администрации образовательного учреждения, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его деятельности, определяемым настоящим Положением; знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной деятельности; обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей и подростков, а также по вопросам их социального положения и прочих; участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и административных советов учреждения образования, в работе Психолого – медико педагогических консилиума образовательного учреждения, областной Психолого – медико - педагогической комиссии, комиссий по опеке и попечительству и других, решающих судьбу ребенка. В случае несогласия с решением указанных органов педагог-психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций; участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов профессиональной деятельности, оценке их эффективности; проводить в учреждениях образования групповые и индивидуальные обследования и эксперименты, направленные на решение конкретных вопросов процесса образования, воспитания и развития личности обучающихся; вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений; выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научных и научнопопулярных газетах, журналах и пр.; обращаться в случае необходимости через руководство с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью обучающимся (изменение режима работы родителей, санаторно-курортное обеспечение и т. п.); обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением школьников. VII. Документация педагога-психолога Психолог должен иметь: • перспективные планы работы на год, месяц, отражающие основные идеи и задачи психологической работы; • заключения по протоколам обследований и диагностики учащихся; • план развития кабинета; • анализ работы психолога; • журнал консультаций учащихся, их родителей, педагогов; • журнал учёта групповой и индивидуальной работы с учащимися; • график работы, график консультаций.