общ.pdf

Аннотация к рабочей программе по обществознанию
(5-11 классы)
5 кл
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования и
примерной программой по обществознанию для 5 – 9 классов. М.: Просвещение, 2011 г.,
(стандарты второго поколения), а также на основании Учебного плана лицея на 2014-15
учебный год. В соответствии с методическими рекомендациями преподавание предмета
«Обществознание» как обязательного проводится с 5 по 9 класс ( по 1 часу в неделю).
Курс сопровождает процесс социализации и способствует предпрофильной подготовке
учащихся. Распределение учебного времени, выбор учебных программ и необходимым им
УМК соответствует требованиям образовательных стандартов.
Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы / Л.Н.
Боголюбов, Н.И. Городецкая., Л.Ф. Иванова и др. -М.: Просвещение, 2011 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Обществознание».
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /[ Л.Н. Боголюбов, Н.Ф.
Виноградова., Н.И. Городецкая и др.];под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. –
М.: Просвещение, 2012, 2013
Основной целью курса Обществознание для 5 класса в соответствии с требованиями
ФГОС является социализация подростка и развитие личности. Формирование
первичных(базовых) ориентиров для развития личности подростка, способной к
самоопределению, самореализацию, самоконтролю и способствует решению следующих
- Овладевать элементарными представлениями об обществе и формах регулирования
общественных отношений, которые необходимы для выполнения типичных социальных
- Формировать умение получать необходимую информацию из разных источников,
осмысливать ее, систематизировать и анализировать данные;
- Воспитать патриота, гражданина Российской Федерации
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении
приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего
образования являются:
создание условий для социализации личности;
формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально
необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности
каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их
осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной,
политической, правовой и экономической культуры;
содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к
социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей,
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
непреходящим ценностям национальной культуры.
Требования к уровню освоения обучающимися личностных, метапредметных, и
предметных результатов.
Личностные:
восприятие основ для формирования мотивации к будущей активной жизненной
позиции;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в различных сторонах жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, на отношении к человеку; на убежденности в важности для общества
семьи и семейных традиций; на осознании ответственности за свои личные
поступки.

Метапредметные:
первоначальные умения сознательно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог);
первоначальное умение выполнять познавательные и практические задания, в том
числе с использованием проектной деятельности на уроках, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
поиск извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
перевод несложной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
оценку своих учебных достижений, поведения.
Предметные:
относительно-целостное представление о человеке;
знание ряда ключевых понятий: человек, семья, гражданин, патриот и т.д.
умение находить нужную социальную информацию в различных источниках,
систематизировать ее и соотносить их с собственными знаниями.
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей
в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии
общества;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества.
В эстетической сфере:
понимание специфики познания мира средствами искусства
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности (общение со взрослыми и сверстниками);
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, принимать
коллективное решение, распределять роли, брать ответственность на себя за другие
группы;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
В результате изучения обществознания ученик должен знать социальные
свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные
отношения.
основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте
и правильно использовать в устной и письменной речи;
Знать / Уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их
общие черты и различия;
характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать
свойственные им значимые признаки;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных
отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической

рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее
носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки,
заявления, справки и т.п.).
использовать приобретѐнные знания и жизни.
6 класс
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена с учетом
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авторской
программой по обществознанию для 5-9 классов, отвечающей требованиям ФГОС.
Рабочая программа ориентирована на использование:
учебно-методического комплекса и электронного сопровождения:
Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с прил.
на электронном носителе / Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л.Ф. и др.;
под ред. Боголюбова Л. Н., Ивановой Л. Ф. – М.: Просвещение, 2013
Обществознание: учеб. для 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
/ Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И.; под ред. Боголюбова Л.Н.,
Ивановой Л. Ф. – М.: Просвещение, 2008
Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Обществознание.
Поурочные разработки. 6 класс. – М.: Просвещение, 2008
Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Рабочие
программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы.
Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013
5 Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/);
6 http://history-forever2012.jimdo.com/
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого
являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на
жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на
результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук
(социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика,
социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного
предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета —
общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания,
который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в
основной школе акцентирует внимание обучающихся на современных социальных
явлениях. «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую
обществоведческую подготовку обучающихся в начальных классах в рамках учебного
предмета «Окружающий мир», а также курс «Социальная практика». Полнота и
глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения
ограничены познавательными возможностями обучающихся младшего и среднего
подросткового возраста. Курс рассчитан на 34 часа.
Цель данной программы:
- формирование у обучающихся научных представлений о человеке и обществе, в
котором он живет, о нравственных основах жизни;
- развитие специальных предметных и общеучебных действий;
- социализация личности.

Задачи программы:
создание условий для социализации личности;
формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и
достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина,
осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего
образования и самообразования;
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной,
политической, правовой и экономической культуры;
содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным
нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
7 класс
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена с учетом
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авторской программой
по обществознанию для 5-9 классов, отвечающей требованиям ФГОС.
Рабочая программа ориентирована на использование:
учебно-методического комплекса и электронного сопровождения:
Обществознание: человек, право, экономика: учебник для 7 кл. общеобразовательных
учреждений / Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.; под ред. Л.Н.
Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014

Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Рабочие
программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы.
Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013
Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под. ред. Боголюбова Л. Н.,
Ивановой Л. Ф. Обществознание. Человек, право, экономика. Методические
рекомендации. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2008
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/);
http://history-forever2012.jimdo.com/
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого
являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на
жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах
исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология,
экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная
психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета
«Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни —
обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в
старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует
внимание обучающихся на современных социальных явлениях. «Обществознание» в
основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку
обучающихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».
Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе
обучения ограничены познавательными возможностями обучающихся младшего и
среднего подросткового возраста. Курс рассчитан на 34 часа.
Цель данной программы:
- продолжить формирование у обучающихся научных представлений об обществе,
его устройстве, месте и роли человека в нем, законах и экономике;

- развитие специальных предметных и общеучебных действий;
- социализация личности;
- помощь учащимся в предпрофильном самоопределении.
Задачи программы:
- создание условий для социализации личности;
- формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и
достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина,
осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего
образования и самообразования;
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной,
политической, правовой и экономической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным
нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

8 класс
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена с учетом
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авторской
программой по обществознанию для 5-9 классов, отвечающей требованиям ФГОС.
Рабочая программа ориентирована на использование:
учебно-методического комплекса и электронного сопровождения:
7
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /
Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова,
Н.И. Городецкой. – М.: Просвещение, 2013
8
Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Рабочие
программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы.
Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013
9
Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.
Промежуточная аттестация по обществознанию. 6-9 классы. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений (Текущий контроль). – М.: Просвещение, 2010
10 Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений / Котова О.А., Лескова Т.Е. - М.: Просвещение,
2011
11 Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/);
12 http://history-forever2012. jimdo.com/
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого
являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на
жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на
результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук
(социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика,
социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного
предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета —
общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания,
который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в
основной школе акцентирует внимание обучающихся на современных социальных
явлениях. «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую
обществоведческую подготовку обучающихся в начальных классах в рамках учебного

предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по
обществознанию на втором этапе обучения несколько ограничены познавательными
возможностями обучающихся среднего подросткового возраста. Курс рассчитан на 34
часа.
Цель данной программы:
- продолжить формирование у обучающихся научных представлений об обществе, его
устройстве, месте и роли человека в нем, законах и экономике;
- развитие специальных предметных и общеучебных действий;
- социализация личности;
- помощь учащимся в предпрофильном самоопределении.
Задачи программы:
создание условий для социализации личности;
достижение учениками уровня функциональной грамотности, необходимой в
современном обществе;
продолжить развитие мировоззренческой, нравственной, социальной,
политической, правовой и экономической культуры;
содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным
нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
9 класс
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена с учетом федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС
ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, , авторской программы основного общего
образования по обществознанию (под редакцией академика РАО, доктора педагогических
наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,
кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических наук, 2009г
Количество часов: всего – 34 (из расчета 1 учебный час в неделю).
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из
рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов
реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс
интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые,
этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную
систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит
обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе,
необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в
окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и
обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих
основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек
в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными
компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе
правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт
познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических
задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществоведения в 9 классе – это четвертый этап, который ориентирован на
более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и
способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального
опыта, познавательных возможностей учащихся.
Формы контроля:

– тестирование;
– задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
– моделирование жизненных ситуаций.
Предполагаемые результаты.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
– знания и представления о нормах российского законодательства;
– знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
– коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и
деятельности в ситуациях с незаданным результатом.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического
комплекта:
1 Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов
[и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад.
образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012
2 Обществознание. 9 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват.
учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2012
3 Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей
общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И.
Матвеева. – М. : Просвещение, 2010
Реализация рабочей программы способствует:
– р а з в и т и ю личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к
самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;
– в о с п и т а н и ю общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам,
приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции РФ;
– о с в о е н и ю с и с т е м ы з н а н и й об экономической и иных видах деятельности
людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений,
необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей
человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального
образования и самообразования;
– о в л а д е н и ю у м е н и я м и получать и критически осмысливать социальную
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия
в жизни гражданского общества и государства;
– ф о р м и р о в а н и ю о п ы т а применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных
национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих
действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню освоения обучающихся, личностные, метапредметные и
предметные результаты.
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также

важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных
норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и
различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных
институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и
элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного
взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в
массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и
использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения
личной и гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями, социальным положением.
10 класс
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы по
обществознанию(10—11 классы, базовый уровень) авторского коллектива под редакцией
Л. Н. Боголюбова. Данная программа рекомендована Министерством образования и науки
Российской Федерации и реализуется через УМК выпущенным для учащихся

издательством «Просвещение»:
Боголюбов Л.Н., А.Ю.Лазебникова. и др. под ред. Боголюбова Л.Н.
«Обществознание».10 класс (базовый уровень)- М., «Просвещение», 2011 г.;
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. под ред. Боголюбова Л.Н.
«Обществознание».11 класс (базовый уровень)- М., «Просвещение», 2007 г.;
Боголюбов Л. Н.Дидактические материалы по курсу "Обществознание" 10-11 кл. М., «Просвещение», 2008 г.;
Боголюбов Л.Н.. Школьный словарь по обществознанию 10-11 кл. - М.,
«Просвещение», 2008 г.;
Учебники отвечают требованиям ФГОС ООО
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение
учебных часов по разделам и темам курса обществознания в 10 - 11 классе.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по
обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих
основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание,
экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера,
право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория,
политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные
компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом
изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки,
умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов
поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы,
регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система
гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне
обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного
изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится
ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному
человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи
с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая
экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному
самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых
для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального
образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные
данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и

вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий
других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Изучение обществознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному
самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей,
об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений,
необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социальноэкономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования или самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том
числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать
полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной
деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих
действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
I.Учебники.
1 Обществознание. Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2011.- 414 с.
2 Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» под редакцией Л.Н.
Боголюбова
3 Школьный словарь по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбовой
II. Дополнительная литература для учеников
1 Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. – М.: Дрофа, 2008 – 480 с.
2 Практикум по обществознанию. – М.: Рольф, 2008 – 320 с.
3 Человек и общество: Доп. материалы к учеб. — М.: Дрофа, 2009
III. Методическая литература для учителя
1 Кравченко А.И. Основы социологии. – М.: Академический проект, 2009 – 384 с.
2 Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки
по обществознанию: 10-11 классы. –М.: Издательство «Экзамен», 2009 – 320 с.
3 Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. –
М.: Школа-Пресс, 2009 – 160 с.
4 Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. \ Л.Н.
Боголюбов и др\. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2009.- 159-191 с.
5 Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для
учителя. – М.: Просвещение, 2009 – 175 с.
6 Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.: Методическое пособие
по курсу «Человек и общество». – М.: Дрофа, 2009 – 288 с.
7 Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ 2005 Поурочное планирование. Тематическое

планирование уроков подготовки к экзамену. — М.: Издательство «Экзамен», 2009 – 160
8 Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: книга для учителя. – М.: ТИД «Русское
слово — РС», 2009 – 224 с.
9 Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие. – Брянск:
«Курсив»,2009. – 340 с.
10 Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. – М.: ООО «ТИД Русское
слово – РС», 2009 – 192 с.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на
базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а
также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность
социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их
общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных
социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших
социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи
подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из
неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных,
публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать
и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной
проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного
взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в
массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и

использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями и социальным положением.
11 класс
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной
программы среднего (полного) общего образования по обществознанию.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана
на 68 учебных часов (в том числе 2 часа в резерве) из расчета 2 учебных часа в неделю.
Используемый учебно-методический комплект: учебник «Обществознание 11
класс» (авторы -Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др. - М.: Просвещение, 2010).
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой
аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к
самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам,
приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей,
об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений,
необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей
человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального
образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия
в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных
национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих
действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В результате изучения обществознания ученик должен: знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также
важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных
норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания; уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и
различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных
социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших
социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи
подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного
взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в
массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и
использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения
личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями, социальным положением.
Межпредметные связи и преемственность
Предмет обществознание тесно связан с историей, географией, экологией, правом.
В качестве технологии обучения, по данной рабочей учебной программе используется
традиционная технология. В рамках традиционной технологии применяются частные
методы следующих педтехнологий:
▪ технология развития критического мышления (формирование умений работать с
научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал,
анализировать проблемы современности);

▪ технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала,
формирование исследовательской культуры ученика);
▪ технология коллективного способа обучения, технология обучения в
сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений
адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в
системе «взаимоконсультаций»);
▪ метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностнозначимую информацию и дифференциацию домашних заданий);
▪ теория решения изобретательских задач – ТРИЗ педагогика (формирование
самостоятельного и нестандартного стиля мышления, умений работать с открытыми
заданиями, не имеющими четкого решения).

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 559-84-39

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».